Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 173)

Ранее: Часть 172

Первый спектакль Р. Захарова в Москве — «Бахчисарайский фонтан» на музыку Б. Асафьева, рожденный за два года до этого коллективом Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Постановка этого спектакля была расценена как событие огромной важности. В 30-е годы метод создания «Бахчисарайского фонтана» был признан новаторским. И. Соллертинский писал: «Ортодоксальные балетоманы не в восторге от «Бахчисарайского фонтана»: мало танцев! Нет ни головокружительных вариаций с тридцатью двумя фуэтте, ни каких-либо перлов техники «итальянской школы», ни пышного парада симметрически танцующих кордебалетных масс в белых тюниках... Его главное положительное качество в том, что он воскрешает традицию «действенных балетов», идущую от прославленного реформатора хореографии XVIII века Новерра — к Фокину...».

В «Бахчисарайском фонтане» была еще сохранена вся драматургическая конструкция романтического балета — новаторство заключалось в самой трактовке сюжетно-смысловых коллизий, образов спектакля, их расстановке. Истоки традиций прочитывались в «Бахчисарайском фонтане» конкретно и наглядно. Те же две героини — лиричная, самоуглубленная и — импульсивно активная: знаменитые романтические «любовь земная» и «любовь небесная», определившие на сотни лет амплуа ведущих танцовщиц мирового балетного театра, начиная с Фанни Эльслер и Марии Тальони. Их можно было рассматривать и как две противоположные силы, борющиеся в душе героя — крымского хана Гирея. То же «очищение героя» через гибель идеала, оказавшегося ему недоступным. Но все эти мотивы романтического искусства развивались в «Бахчисарайском фонтане» в реальной обстановке, за каждым из героев вставал: конкретный живой мир. Основным: конфликтом «Бахчисарайского фонтана» стал, конфликт мировоззрений.

Требования историзма авторы «Бахчисарайского фонтана» поняли по-своему. Историзм спектакля не был конкретен, не предполагал ссылок на время, в которое разворачивалась драма Марии, Заремы и Гирея. В «Бахчисарайском фонтане» сталкивались уровни нравственного сознания, уровни культур. В соответствии со спецификой искусства танца создатели «Бахчисарайского фонтана» обращали внимание не столько на развитие сюжета, сколько на развитие его внутренней темы. Фабула балета рассказывала о любви. Отношение к любви раскрывало психологию каждого из действующих лиц. Зарема и Гирей были людьми одной психологии, оформленной вековыми традициями восточного деспотизма. Гирей оказывался чужд Марии, ее духовному миру, рожденному гуманизмом западноевропейской культуры, и бессилен перед ней.

В финале «дева новых веков» грезилась хану, поникшему у «Фонтана слез», как символ отказа Гирея от былого понимания мира. Балет показывал, что мир души неподвластен насилию. Некоторые критики восприняли «Бахчисарайский фонтан» как спектакль трагический. Но печаль его была светла. Авторы балета творили в «надежде славы и добра», апеллируя к борьбе «за признание нового миропонимания, несравненно более содержательного и полноценного... которую Пушкин, как выразитель передовой интеллигенции первых десятилетий XIX века, вел на протяжении всего своего гениального творческого пути». Действие балета строилось так, чтобы до зрителя дошло лирическое существо поэмы. Отсюда исходила балетная режиссура. Основным ее средством была оттанцованная пантомима, полутанец, в котором открыли себя многие ведущие мастера танца тех лет. В каждом акте имелась своя кульминация. В первом — встреча Марии и Гирея, во втором — монолог отчаяния Заремы, в третьем — смерть Марии, в четвертом — преображение Гирея.

Каждая кульминация решалась средствами драматического театра. Перед зрителями возникала, как правило, режиссерски выстроенная мизансцена. Режиссура «Бахчисарайского фонтана» была лаконична и оправдана, хореография же часто восходила к уже известному: пляска татарских воинов напоминала «Половецкие пляски» Фокина, Зарема падала под занавес, совсем как Никия в «Баядерке»... Так как постановщиков «Бахчисарайского фонтана» интересовала духовная драма героев, они обращали внимание на психологическую разработку роли, делали акцент не на ансамблевых формах, а на монологах действующих лиц и диалогах их. Для каждого образа была найдена сквозная линия. «Артист-исполнитель, играя в пантомиме, в танце продолжает эту игру, то есть находится все время в образе», — писал Р. Захаров. Танец в образе — новая ступень балетного исполнительского мастерства, которое теперь становилось в основном актерским мастерством. Центральный герой «Бахчисарайского фонтана» — хан Гирей. Так было задумано и либреттистом, и композитором, так решил этот образ постановщик. Первым исполнителем роли Гирея в Москве стал П. Гусев (чуть позже В. Смольцов). Он «мастерски показал внутренний рост образа от жестокости хищника первого акта к тому новому и непонятному для Гирея, что родилось в нем через душевные страдания под влиянием чувства, вызванного в нем Марией».

Продолжение: Часть 174