Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 128)

Мимический ансамбль Большого театраРанее: Часть 127

МИМИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ БОЛЬШОГО ТЕАТРА

В ноябре 1970 года исполнилось 50 лет со дня создания мимического ансамбля Большого театра СССР. Юбиляру был посвящен 24 ноября 1970 года спектакль «Сказание о граде Китеже». В день 50-летия со дня основания коллектива мимического ансамбля считаю приятным долгом присоединить свой голос к поздравлениям и высказать свое отношение к этому удивительному коллективу, живущему полнокровной творческой жизнью, насчитывающему в своих рядах около 100 артистов, без которых сегодня уже не могут обойтись балетные и оперные спектакли Большого театра. Артисты миманса достойно и органично влились в жизнь нашего оперно-балетного театра.

На плечи коллектива мимического ансамбля с каждым днем ложатся все более и более ответственные художественные задачи, артисты миманса все чаще появляются в сценических партитурах спектаклей, в замыслах режиссеров, создавая галерею необходимых и запоминающихся художественных образов. Они взяли на себя многие танцевальные сцены, раньше исполнявшиеся артистами нашего балета, что также несомненно свидетельствует о творческом росте коллектива. На протяжении всего 50-летнего пути этого коллектива можно проследить его творческий рост.

Раньше, в дореволюционное время, в театрах существовал институт статистов, для драматических театров их набирали среди нуждающейся учащейся молодежи, а в оперных театрах это бывали в основном солдаты местного гарнизона, либо пожарные, присылаемые в театр по договору с брандмайором городской пожарной команды. Естественно, что такие «артисты» исключали для режиссеров возможность думать об актерском мастерстве, ставить даже примитивные сценические задания, требовать художественного качества исполнения и т. п. (недаром история театра сохранила нам анекдотические воспоминания из жизни статистов театра).

После Великой Октябрьской социалистической революции, когда во весь рост встали проблемы художественных реформ оперного искусства, когда в оперу стали проникать высокие принципы реалистического театра, резко повысилась постановочная культура и режиссерская требовательность. Возникла необходимость в привлечении профессионально подготовленных, постоянных артистических сил для исполнения маленьких, так называемых, безмолвных ролей и ролей в больших народных сценах. Все более высокие требования предъявлялись на конкурсных приемных испытаниях к каждому из вновь поступающих.

Более четко выявились основные тенденции в подборе кадров. Из года в год шлифовалось мастерство актеров этого цеха, увеличивались их ряды. Все возрастающая сценическая культура спектаклей театра потребовала от актеров миманса мастерства драматических актеров, а участие в танцевальных сценах и эпизодах — необходимой хореографической подготовки. Повышенные требования к профессиональным качествам артиста миманса кардинально изменили состав коллектива — теперь в его рядах артисты, имеющие законченное высшее артистическое образование, актеры драматических театров с солидным стажем работы, выученик» хореографических училищ и школ.

С большой радостью надо отметить тот факт, что коллектив миманса стабилен — в его рядах есть актеры с непрерывным стажем работы в Большом театре 25—30 и более лет. Коллектив спаян производственными интересами, неустанно повышает свою квалификацию на занятиях по актерскому мастерству и в балетных классах. Поэтому молодежь, приходящая к нам в театр, органично входит вовсе производственные процессы, проникается серьезностью и важностью задач, поставленных перед коллективом. Артисты миманса работают дисциплинированно и увлеченно и, передавая свой опыт, обеспечивают достойную смену старшему поколению. Своими лучшими работами они украшают спектакли Большого театра.

И. Туманов. Из программы к спектаклю «Сказание о граде Китеже», посвященному мимическому ансамблю Большого театра (1970, 24 ноября).

Продолжение: Часть 129