Ранее: Часть 49
Начало 60-х годов. Новые веяния в общественной жизни страны. Новые герои в литературе, новые герои в жизни. Новое в балете. Хореографическая техника обогащается виртуозным вращением. В Московской школе появляются новые педагоги — Хосе Мендес и несколько позже Мария Станиславская. И затем новые исполнители на сцене Большого театра — целая плеяда — И. Домашев, М. Мордкин, А. Джури, Л. Рославлева, С. Федорова, Е. Гельцер, В. Тихомиров. В 1896 году В. Тихомиров приходит педагогом в училище. С этого времени в течение 35 лет школа не только связана с именем Тихомирова, но и просто обязана ему своим существованием.
Годы реакции, начавшиеся в России после поражения революции 1905 года, наложившие отпечаток на все стороны русской действительности, затронули и Московское училище. Были значительно сокращены общеобразовательные дисциплины. И более того, в целях экономии средств для театров возникает проект закрытия училища путем прекращения наборов. Героическая борьба за сохранение училища, которую повели педагоги во главе с В. Тихомировым, с одной стороны, и отношение царского правительства к балету, как искусству «безопасному» и развлекательному — с другой, дали положительный результат. В 1911 году был возобновлен прием на балетное отделение. Драматические же курсы были закрыты и, таким образом, театральное училище перестало существовать, став чисто балетным.
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало новому этапу в жизни Московской балетной школы. Весной 1920 года Наркомпросом было утверждено «Положение о Государственной балетной школе» и объявлен первый прием. Великая Октябрьская социалистическая революция широко распахнула двери учебных заведений для детей трудящихся. Вдвое увеличился прием детей. Одновременно перестраивались, улучшались программы учебных дисциплин. В советское время оформился и достиг высокого уровня ряд новых дисциплин, таких как дуэтно-классический танец, народно-характерный танец, включивший в себя многие фольклорные танцы народов мира, значительно расширился цикл искусствоведческих и общеобразовательных предметов. Для особо одаренных детей, не успевших поступить на основное 8-летнее отделение, создано 6-летнее отделение.
Открыто отделение, готовящее исполнителей для ансамблей народного танца. В первое десятилетие Советского государства балетное училище выпустило ряд выдающихся артистов; А. Абрамову, Л. Банк, Н. Подгорецкую, В. Кудрявцеву, А. и С. Мессерер, И. Моисеева, В. Смольцова, Н. Тарасова. В целях обобщения опыта старейших школ страны — Ленинградской и Московской в 30-х годах в Москву были приглашены на работу преподаватели Ленинградского хореографического училища: Е. Гердт, М. Кожухова, М. Леонтьева, А. Чекрыгин, А. Монахов, B. Семенов, П. Гусев. Семенов принял на себя художественное руководство школой.
В эти годы школу окончили: О. Лепешинская, C. Головкина, В. Васильева, Л. Черкасова, Г. Петрова, Ю. Кондратов, А. Чичинадзе, Г. Фарманянц. Из выпускников Московского академического хореографического училища почти полностью состоит балетная труппа Большого театра. Выпускники составляют основу ряда танцевальных коллективов: балетной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, хореографического ансамбля «Березка», Государственного ансамбля народного танца СССР (под руководством Игоря Моисеева), танцевальные группы русского народного хора им. Пятницкого и Ансамбля песни и пляски Советской Армии им. Александрова. Воспитанники училища работают в различных театрах оперы и балета нашей страны. Московское училище постоянно готовит кадры для театров союзных и автономных республик. В Алма-Ате и Фрунзе, Улан-Удэ и Кишиневе, в Таллине и Вильнюсе успешно работают выпускники московской школы.
Многие воспитанники Московского хореографического училища получили всенародное признание. Среди них немало лауреатов Ленинской и Государственной премий СССР, народных и заслуженных артистов. Московское хореографическое училище может гордиться такими именами, как нар. арт. РСФСР А. М. Мессерер, нар. арт. РСФСР С. М. Мессерер, нар. арт. РСФСР С. Н. Головкина, нар. арт. СССР О. В. Лепешинская, нар. арт. СССР М. М. Плисецкая, нар. арт. СССР Р. С. Стручкова, нар. арт. РСФСР Н. Б. Фадеечев, нар арт. РСФСР и Латв. ССР М. Э. Лиепа, нар. арт. РСФСР В. В. Васильев, нар. арт. РСФСР Е. С. Максимова, засл. арт. РСФСР Н. И. Бессмертнова, засл. арт. РСФСР Н. И. Сорокина, засл. арт. РСФСР Ю. К. Владимиров, засл. арт. РСФСР М. Л. Лавровский и многими другими. В годы гражданской войны, восстановления народного хозяйства, пятилеток, Великой Отечественной войны, в послевоенный период артисты балета несли свое светлое, героическое, жизнеутверждающее искусство народу, вдохновляя его на новые свершения.
Ставшие доброй традицией творческие отчеты училища перед трудящимися помогают учащимся оттачивать свое мастерство, ближе и полнее узнавать жизнь и труд нашего народа, воспитывают их в духе коммунизма и неразрывной связи с жизнью социалистического общества. Сценическая практика, которую проходят учащиеся Московского училища, не только совершенствует профессиональное искусство будущих танцовщиков, но и является как бы лабораторией для создания новых танцевальных номеров и балетов на современную тему. Многие из них вышли на сцену театров. Балеты «Аистенок», «Цветик-Семицветик», «Русская сказка» вошли в репертуар Большого театра. Номера, впервые созданные в училище, — «Чапаевцы», «Суворовцы», «Непокоренная», «Памятник», «Солдат и смерть», «Уж и Сокол», «Память сердца» — прочно заняли место на концертной эстраде.
Продолжение: Часть 51