Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 47)

 Ранее: Часть 46

Е. Грошева,  Возвращение «Псковитянки»

Судьба оперного первенца Римского-Корсакова в Москве сложилась особенно удачно. Хотя премьера, состоявшаяся в 1873 году в Петербургском императорском театре, была мало замечена, зато спустя двадцать три года на московской сцене (в театре Мамонтова) «Псковитянка» произвела фурор. «Всего более этому помог Шаляпин, — писал Стасов, — он всех заставил громадным талантом своим поворотиться всеми симпатиями к «Псковитянке» и горячо полюбить ее». Добавим, что важную роль в успехе творения Римского-Корсакова сыграли нараставший интерес к отечественному искусству в период нарастания первой русской революции.

Одно из самых масштабных полотен русской исторической оперы, «Псковитянка» вполне может быть названа народной музыкальной драмой. Кстати, она и сочинялась в те же годы, что и «Борис Годунов» Мусоргского, который подсказал своему другу сюжет одноименной драмы Л. Мея. В больших народно-хоровых сценах оперы, особенно в картине веча вольного города Пскова, нашли отражение революционно-демократические идеи 60-х годов прошлого столетия. Автор убедительно обрисовал и образ царя Ивана, показав и противоречивость его человеческой личности, и проницательность умного политика, сознававшего свое историческое предназначение.

«Псковитянка» вместе с Шаляпиным скоро завоевала обе императорские сцены. Опера часто украшала собой афишу Большого театра и в советское время. Этим она во многом обязана Александру Пирогову, с большой эмоциональной силой воплотившему образ Ивана Грозного. Ныне «Псковитянка» вместе с одноактной оперой-прологом «Вера Шелога» вновь зазвучала в Большом театре. Этому нельзя не радоваться — в последнее время русский репертуар на московской сцене сильно поубавился. Новая постановка (дирижер Ю. Симонов, режиссер И. Туманов, художник В. Рындин) впечатляет грандиозными масштабами, традиционными для сцены Большого театра. Здесь они вполне уместны. Величественные картины древнего Пскова укрупняют события, придают особую достоверность трагедии его вольницы и юной Ольги, дочери боярыни Веры Шелоги и царя Ивана.

Подлинное эстетическое удовольствие доставляет музыкальное прочтение сложной партитуры Римского-Корсакова. «Псковитянка» — первая оперная премьера, подготовленная молодым дирижером Юрием Симоновым, лауреатом всесоюзного и международного конкурсов... Чудесный оркестр под управлением Симонова многокрасочен и гибок; в увертюре, интермеццо, в симфонической картине царской охоты и грозы он достигает подчас монументального звучания, в лирических сценах — нежен и певуч. Дирижер обеспечивает редкую синхронность вокально-оркестрового ансамбля, чутко сопровождает певцов: малейший «пересол» в звучании столь плотной оркестровки мог бы их заглушить. Но этого не случается. Режиссер также проявил внимание к исполнителям, не затруднив их излишне усложненными мизансценами. Это очень важно. Правда характеров, народность были первой заботой русских композиторов. Поэтому в их эпических творениях вокальные партии, построенные либо на выразительном речитативе (как, например, вся партия Грозного), либо на широком песенном распеве, менее всего рассчитаны на внешние эффекты; дополнительную трудность создает и их поэтический текст, изобилующий старинными речевыми оборотами.

Если в прошлых постановках оперы главенствовал образ Грозного, то в новом спектакле акценты переместились. На первый план выдвинулась драма Веры Шелоги ее дочери. Обе партии в нарушение традиции (обычно они исполнялись разными певицами) поет Т. Милашкина. Поет с большим обаянием, рисуя и патетически-скорбный образ боярыни Шелоги, и трогательно-нежный девичий облик Ольги. Певица словно создана для исполнения отечественного репертуара — столько в ее пении русской широты, тепла и женственной мягкости, таким чистым светом озарены ее образы. А. Огнивцев обладает многими качествами для создания яркой фигуры царя Ивана. Но его работа над ролью, видимо, еще не закончена. Интонационная палитра певца однокрасочна, подчас грубовата, в образе мало внутренней наполненности, что особенно чувствуется в финальной картине. Хотелось бы большей характерности и в образах псковского наместника Токмакова (В. Нечипайло), боярина Матуты (А. Соколов).

Очень порадовал нас отличным голосом и сценичностью молодой певец В. Пьявко в трудной партии Михаилы Тучи, предводителя псковской вольницы. В небольших ролях сестры Веры — Надежды и боярина Шелоги запомнились Т. Синявская и Б. Морозов. Мамка Ольги — Власьевна в исполнении В. Борисенко, может быть, излишне суетлива. Можно высказать пожелание театру еще усилить напряженность действия во второй картине (сцена и веча) с ее кульминацией — песней псковской вольницы. Но в целом хор поет прекрасно, и особенно проникновенно в финале оперы, в многоголосной сцене — отпевании погибшей псковитянки. Финал интересно решен и зрительно: в полной темноте лишь мерцают огоньки множества свечей, озаряющие зыбким светом мертвую Ольгу в объятиях потрясенного горем царя. Судьба Ольги как бы символизирует судьбу покоренного Пскова. И в этом ключ к замыслу композитора. Коллективом Большого театра проделана очень серьезная работа, и хочется пожелать новой «Псковитянке» долгой и счастливой жизни на московской сцене.

«Вечерняя Москва», 1971, 24 февр.

Продолжение: Часть 48