Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 25)

Ранее: Часть 24

В послевоенные годы Большим театром были поставлены четыре из шести опер Прокофьева. В 1959 году появилась замечательная патриотическая эпопея великого советского композитора «Война и мир». Эта постановка была не первой, в различных сценических вариантах опера уже шла в Ленинградском Малом оперном театре и в Московском Музыкальном театре имени К- С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Редакция Большого театра оказалась наиболее полной, включающей все написанное композитором. В частности, впервые был поставлен монументальный хоровой пролог (или «эпиграф» по собственному определению Прокофьева), представляющий собой род величественной эпической заставки, подобно интродукциям «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы». В полную мощь зазвучали грандиозные по размаху массовые сцены.

Не столь значительным, хотя безусловно интересным событием явилась постановка в 1960 году последней оперы Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», написанной по одноименному произведению Б. Н. Полевого. Театр проявил ценную инициативу, обратившись к этой опере, получившей в свое время несправедливо отрицательную оценку и затем долгие годы не привлекавшей к себе внимания музыкальной общественности. Если постановка не могла устранить известной драматургической несобранности и неровности музыкального материала, то она выявила и интересные стороны в подходе композитора к решению темы Великой Отечественной войны. В 1970 году театр поставил «Семена Котко», лишь эпизодически появлявшегося на сценах после первой постановки, осуществленной еще в предвоенные годы.

Яркий и сочный спектакль Большого театра способствовал закреплению в репертуаре этого замечательного произведения, которое с полным правом можно отнести к советской оперной классике. Этот цикл прокофьевских постановок завершается в 1974 году «Игроком» — первой по времени написания оперой Прокофьева, остававшейся, однако, более полувека не известной отечественному зрителю. Театр создал острый, динамичный и ярко экспрессивный спектакль, соответствующий духу самого произведения. Успех его доказал безусловное право прокофьевской оперы занимать достойное место в современном оперном репертуаре. Особая заслуга в развитии современной оперной сцены принадлежит Б. А. Покровскому, долгие годы возглавляющему режиссуру Большого театра. За 30 лет работы он поставил 28 спектаклей, в том. числе 10 — советских авторов. Многие из них стали определяющими в становлении сценической культуры Большого театра, развитии его репертуара, воспитании новой формации оперных артистов.

Бережное отношение к авторской партитуре, к музыкальному тексту (так, при постановке «Руслана и Людмилы» в 1972 году были раскрыты почти все традиционные купюры), талантливое, многообразное прочтение и воплощение драматургии оперных произведений, высокая культура и профессионализм в работе с певцами характеризуют режиссуру Б. А. Покровского. Так, за последнее десятилетие им поставлены очень разные по стилю и содержанию оперы «Фальстаф» Д. Верди, «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена, «Тоска» Д. Пуччини, которые привлекли к себе выявлением тончайших черт создаваемых музыкально-сценических образов. Б. А. Покровский талантливый и убежденный интерпретатор и пропагандист творчества С. С. Прокофьева. Батальные и лирические сцены в опере «Война и мир», сцена «Пожарища» в «Семене Котко» с их многоплановостью, сценическим контрапунктом действий и психологических состояний, острота переживаний и протестующий пафос «Игрока» — художественные открытия в истории оперной «прокофьеаны».

В постановках Б. Покровского неизменно выявляется актерский потенциал даже уже известных солистов оперы, раскрываются их подлинные творческие индивидуальности. В. Нечитайло в «Франческе да Римини» и в «Судьбе человека» покорял правдой чувств, убежденностью переживаний, осмысленностью трактовки образов. Е. Кибкало в «Войне и мире», Г. Андрющенко в «Семене Котко», А. Масленников в «Игроке», Е. Нестеренко в «Руслане и Людмиле» и десятки других — все это примеры глубоко осмысленного, действенного решения музыкально-сценических образов, жизнь героя на сцене по законам музыкального театра. Успешно шло в эти же годы освоение прокофьевского наследия и в области балета.

Продолжение: Часть 26