Ранее: Часть 9
Уже первое представление 11 января 1881 года убедило его в ошибочности суждения о собственном произведении. Впервые в жизни Чайковский высказал удовлетворение тем, как была исполнена его опера, хотя спектакль не был ровным и безупречным во всех отношениях. Хорошая драматическая певица Е. К. Верни не сумела вникнуть в образ Татьяны (впрочем, композитор отозвался о ее исполнении одобрительно). Лишь несколько позже в Большом театре была найдена достойная исполнительница этой партии в лице Климентовой, обратившей на себя внимание уже в консерваторском спектакле 1879 года. Усатов был лишь корректным Ленским и потому его предсмертная ария в сцене дуэли не сразу была оценена. Только Хохлов — Онегин оказался исполнителем, вполне отвечавшим всем требованиям данной партии. Эта роль, как писал Н. Д. Кашкин спустя уже два десятилетия, «им создана на сцене Большого театра, и в музыкальной стороне ее исполнения он и до сих пор остается лучшим образцом...».
Решив сценическую участь «Евгения Онегина» как одного из лучших произведений русского оперного репертуара, постановка Большого театра свидетельствовала и о тех серьезных положительных сдвигах, которые произошли в руководстве московской оперы, уровне ее художественных возможностей и отношении к делу. Творчество Чайковского стало в известном смысле определяющим для московской оперной сцены. Правда, следующая его опера — «Орлеанская дева» — не была поставлена в Москве. Причиной этого явилось, может быть, то, что она не встретила одобрения у московских друзей композитора — Н. Рубинштейна, Н. Кашкина. Как показало время, Чайковский ошибался в оценке этой своей оперы, считая, что именно она доставит ему признание и популярность. Холодный прием, оказанный «Орлеанской деве» в Петербурге на премьере 13 февраля 1881 года, спустя месяц после большого успеха, с которым прошел «Онегин» на сцене Большого театра в Москве, должен был разубедить его в этом мнении.
Весной того же года Чайковский начал работать над новой оперой — «Мазепа» по поэме Пушкина «Полтава». По желанию композитора первая постановка «Мазепы» состоялась в Москве, которая всегда была ему более близка, чем официальная чиновная столица. «Я предпочел начать на сей раз с Москвы,— писал он, — во-первых, потому что теперь состав здешней оперы нисколько не хуже петербургского, а во-вторых потому, что хочется отдалить надобность долгого пребывания в Петербурге». Московская и петербургская премьеры «Мазепы» прошли почти •одновременно (3 и 7 февраля 1884 года). Это давало повод для сравнения обеих постановок. Общее мнение склонялось в пользу спектакля Большого театра. Критика отмечала тщательность музыкальной подготовки, эффектные, хотя исторически недостаточно выдержанные декорации, а главное — прекрасное исполнение главных ролей. В партии Марии выступила артистка яркого драматического дарования Э. К. Павловская, преклонявшаяся перед творчеством Чайковского и сумевшая создать сильные, впечатляющие образы в ряде его опер. Корсов — Мазепа импонировал не только вокальным исполнением, но и благородством сценического облика.
Отличной Любовью была А. П. Крутикова. В 1887 году на московской сцене состоялась премьера еще одной оперы Чайковского — «Черевички», представляющей собой переработанный вариант более ранней его оперы «Кузнец Вакула», по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Этот спектакль примечателен тем, что композитор сам дирижировал оперой, впервые выступив в этой новой для него роли. В печати отмечалось, что дирижирование его было четким, уверенным и все авторские намерения точно выполнялись как оркестром, так и солистами. Успех оперы был признан блестящим. И музыкальная сторона спектакля и сценическое оформление удовлетворили на этот раз даже самых строгих критиков. Еще однажды выступил Чайковский в Большом театре в качестве дирижера 18 сентября 1889 года, когда в пятьдесят первый раз показан был «Евгений Онегин».
Постановка оперы была обновлена, в значительной степени новым являлся и состав исполнителей. Особенно обратила на себя внимание молодая, начинающая певица А. Ю. Скомпская (впоследствии, перейдя на сцену Мариинского театра, она получила известность под двойной фамилией Больска-Скомпской) в партии Татьяны. Критика отмечала, что ей удалось опоэтизировать этот образ, передать свойственное ему обаяние, теплоту и искренность. Общее восхищение вызвал Хохлов, успевший уже глубоко сродниться с образом Онегина и тщательно отделать все детали столь близкой ему партии. «Этот вечер, — замечает историк русского музыкального театра В. В. Яковлев, — был, возможно, самым крупным успехом Чайковского в «Онегине» на московской сцене при его жизни».
Продолжение: Часть 11