Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 6)

 Ранее: Часть 5

Иногда балет как бы прямо «соревновался» с оперой и драмой. Упомянутая уже балетная переделка «Фенеллы» Обера в этом отношении очень показательна. Если такого рода отклики на оперные постановки, как «Роковой день или Продолжение Волшебного стрелка» с частичным использованием музыки Вебера, «Волшебная флейта или Танцоры поневоле» с последовавшим затем продолжением «Волшебный барабан или Следствие Волшебной флейты» носили поверхностный характер и произведения Вебера и Моцарта служили в них только поводом для создания легких развлекательных спектаклей, то в «Фенелле» была серьезная попытка «перевести» содержание оперы на язык хореографии. Музыку балетов иногда писали талантливые русские композиторы. Так, автором музыки «Волшебного барабана» был Алябьев. Этот балет был поставлен 20 мая 1827 года (в один вечер с оперой-водевилем А. И. Писарева «Пастушка, старушка, волшебница», музыкальные номера которой были написаны Алябьевым в сотрудничестве с Верстовским) и отличался обилием всевозможных феерических эффектов.

А. Е. Варламов написал балеты «Забавы султана или Продавец невольников» и «Хитрый мальчик и людоед» (второй совместно с А. С. Гурьяновым), которые были поставлены на московской сцене в 30-е годы. Украшением московской балетной труппы являлись две замечательные русские танцовщицы — Т. С. Карпакова и Е. А. Санковская. Если первая из них, артистический путь которой рано оборвался из-за преждевременной смерти, не успела полностью раскрыть свои возможности, то Санковская на протяжении почти двух десятков лет занимала место первой балерины московского театра. Она была танцовщицей типично романтического склада, создаваемые ею образы отличались особой поэтической одухотворенностью.

В балете «Сильфиды» Санковская, по мнению современников, не только могла соперничать с прославленной Марией Тальони, которая восхищала русскую публику, выступая на петербургской сцене, но сумела создать свою оригинальную трактовку главной роли. Санковская была также прекрасной Жизелью, а уже незадолго до своего ухода со сцены, в 1851 году потрясла зрителей исполнением главной партии в новом тогда балете «Эсмеральда». Ее популярность среди самых широких слоев демократической русской интеллигенции была огромна, о ней восторженно отзывались Белинский, Салтыков-Щедрин, Герцен и другие выдающиеся передовые деятели отечественной культуры.

В 1853 году в Большом театре снова произошел пожар, уничтоживший часть здания и причинивший серьезный ущерб театральному имуществу. Это было огромным бедствием для московской оперы и балета. Только некоторые спектакли удалось сохранить в репертуаре, перенеся их на сцену Малого театра. Когда через три года было отстроено новое здание, большую часть постановок пришлось восстанавливать заново. К открытию возобновленного и реконструированного здания Большого театра в 1857 году была поставлена опера Верстовского «Громобой». В этом последнем своем крупном произведении композитор попытался несколько обогатить и усовершенствовать свой оперный стиль, но принципиально нового по сравнению с его операми 30-х годов «Громобой» не содержал. Несмотря на богатство постановки, опера не смогла удержаться на сцене длительное время. Наиболее значительным событием в жизни московского оперного театра в конце 50-х годов была постановка «Русалки» Даргомыжского в 1859 году. Осуществленная с большой тщательностью, она находилась в целом на высоком художественном уровне, а исполнение Семеновой партии Наташи явилось выдающимся актерским достижением. Спектакль наглядно продемонстрировал возможности, которыми располагала Московская опера.

Продолжение: Часть 7