Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 5)

Ранее: Часть 4

В Москве по-прежнему оперная труппа не была отделена от драматической. Не только певцам, но и балетным артистам приходилось иногда выступать в различных амплуа. Тем не менее на практике существовала специализация, приобретавшая все более определенную форму. Этого требовали и возросшая сложность репертуара, и конкуренция с иностранными оперными труппами (итальянской, немецкой), выступавшими в Москве в разное время.

Московская сцена располагала во второй четверти XIX века хорошими певцами, которые успешно справлялись с труднейшими партиями русского и зарубежного оперного репертуара. Среди них бас Н. В. Лавров — отличный вокалист и талантливый актер, создавший обширную галерею выразительных и законченных музыкально-сценических образов, тенора П. А. Булахов и А. О. Бантышев. Родоначальник известной музыкальной семьи Булахов (два его сына были также певцами и авторами популярных романсов) пленял главным образом красотой голоса и задушевностью исполнения. Бантышев был артистом характерного типа, наиболее ярко проявлявшим себя в русском репертуаре. Лучшим из созданных им на сцене образов был скоморох Торопка Голован в «Аскольдовой могиле», и для современников артистический облик Бантышева навсегда остался связан с этой ролью. Удачно выступала в оперных партиях Н. В. Репина, хотя она оставалась по преимуществу драматической актрисой. Репина была исполнительницей главной женской партии Надежды в «Аскольдовой могиле».

В 40-х годах состав оперных исполнителей московского театра пополняется новыми силами. Лирико-драматическое сопрано М. К. Леонова с особенным успехом выступала в итальянских и французских операх и за непродолжительное время своей работы в московском театре (1842—1846) завоевала горячие симпатии публики. С уходом Леоновой место ведущей исполнительницы сопрановых партий заняла Е. А. Семенова, одна из самых выдающихся представительниц русского вокально-сценического искусства в середине прошлого столетия. Семенова была лучшей Антонидой, Людмилой, с успехом выступала она и в большинстве опер Верстовского. Она создала глубоко волнующий образ Наташи в «Русалке» Даргомыжского, превзойдя, по мнению композитора, даже Мельника — Петрова. Д. В. Куров — культурный и опытный певец с хорошим голосом — был первым Сусаниным и Мельником на московской сцене.

Поднятию общего музыкального уровня оперных спектаклей и укреплению ансамбля способствовала деятельность дирижера И. И. Иоганниса. Австриец по национальности, он в течение двух десятилетий (1838—1857) состоял в должности капельмейстера московских императорских театров. В прессе отмечалось хорошее, стройное звучание оркестра под его управлением. Иоганнис внес вклад и в развитие симфонической культуры в Москве. Как организатор и руководитель концертов театрального оркестра он пропагандировал Бетховена, знакомил публику с некоторыми новыми произведениями западных композиторов и симфоническим творчеством Глинки. Новые веяния, дающие себя знать в русском оперном театре 30—40-х годов, коснулись и балета. Московский балет не отличался такой пышностью и блеском, как петербургский, пользовавшийся особым вниманием двора и высших чиновно-бюрократических кругов. Он был проще и в известном смысле демократичнее. Главное его преимущество заключалось в близости к передовым тенденциям драматического и оперного театра. Это проявлялось и в репертуаре и в стремлении к глубокой осмысленности танца, созданию законченных, убедительных сценических образов, что характеризовало исполнение лучших представителей московской хореографической школы.

Продолжение: Часть 6