Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 1)

Большой театрЮ. Келдыш

Старейший в России (к 200-летию Большого театра)

Большой театр по праву называют гордостью русской культуры. На протяжении всей своей 200-летней жизни он был центром притяжения для лучших сил русского оперного и балетного искусства. На сцене этого театра впервые увидели свет многие выдающиеся творения русских композиторов, его труппу украшали и поныне украшают имена самых прославленных отечественных певцов, танцоров, дирижеров, режиссеров, хореографов. Для широкого круга зрителей и слушателей каждый его спектакль становится подлинным художественным праздником. Слава Большого театра давно уже вышла за пределы нашей страны. Он повсеместно признан одним из лучших музыкальных театров мира. Название его одинаково звучит на языках всех стран и народов — слова «Большой театр» или просто «Большой» не требуют перевода и понятны представителям любой национальности.

1. История Большого театра — это путь непрерывной и последовательной борьбы за утверждение национальных основ русской оперы и балета, за демократизацию оперно-балетного искусства и приближение его к передовым запросам современности. Музыкальный театр в России зарождается в последней четверти XVIII века — в пору общего подъема отечественной культуры, нарастания антикрепостнических тенденций и усиливающегося интереса ко всему, связанному с жизнью своего народа. До этого русской оперы не существовало. При петербургском дворе, начиная с 30-х годов, выступали итальянские, а позже и французские оперные труппы, спектакли которых обставлялись с большой пышностью и блеском, но были доступны лишь для очень ограниченного, «избранного» круга посетителей.

По своему содержанию они не могли отвечать потребностям широкого демократического зрителя. Изредка эти иностранные оперы давались и в Москве. Так, в 1742 году по случаю коронования императрицы Елизаветы Петровны здесь была исполнена опера итальянизированного немецкого композитора И. Гассе «Милосердие Тита» на сюжет из истории древнего Рима. Для ее постановки было специально сооружено театральное здание против царского дворца на берегу реки Яузы. Известный хроникер театральной и музыкальной жизни России в XVIII веке Якоб Штелин, отмечая большой успех этого спектакля, восхваляет тонкий художественный вкус московского дворянства. Но глубокого следа в культурном укладе Москвы спектакль не оставил. В конце 50-х годов в Москве появляется итальянский антрепренер Дж. Локателли со своей труппой, впервые показавшей здесь образцы комического оперного жанра. Однако, если в начале его спектакли привлекали внимание московской публики, то затем он потерпел неудачу и вынужден был распустить труппу.

Большинство ее артистов поступило на службу в дома русских богачей-аристократов в качестве учителей музыки. Назревшая потребность в создании русского театра, в котором действовали бы на сцене знакомые персонажи из русской жизни и звучала родная, понятная для всех русская речь, служила стимулом для возникновения частных антреприз в 60-х и начале 70-х годов. Театральные представления культивировались и в различных учебных заведениях. При Московском воспитательном доме в 1773 году была создана балетная школа, ученики которой с успехом выступали затем на театральных сценах Москвы и Петербурга. Однако постоянного русского театра в Москве не существовало до второй половины 70-х годов. Возникавшие ранее антрепризы оказывались недолговечными, и нам очень мало известно о их деятельности.

17 марта 1776 года московский губернский прокурор П. В. Урусов добился от правительства монопольного права на организацию публичных театральных представлений в Москве. Решив поставить дело на широкую ногу, он привлек к нему ловкого театрального дельца, англичанина по происхождению М. Меддокса (Маддокса), незадолго до этого появившегося в Москве. Спектакли вновь организованного театра начались в старом помещении на Знаменке, но сразу же было решено построить новое, достаточное по вместимости и оборудованное по последнему слову тогдашней театральной техники здание. В 1780 году было закончено строительство театра, возведенного на том самом месте, где находится ныне здание Большого театра. Фасад его был обращен в сторону улицы Петровки и поэтому театр получил наименование Петровского.

Простояв 25 лет, он полностью сгорел. Неоднократные перемены претерпевала и организация труппы. Но при всех изменениях сохранялась преемственность и личного состава и репертуара. Это дает основание считать 1776 год началом истории Большого театра. Театр, основанный Урусовым и Меддоксом, был первым публичным русским театром, на сцене которого ставились оперы. Императорский Российский театр, созданный в 1756 году в Петербурге под руководством А. П. Сумарокова, не имел в своем репертуаре музыкальных спектаклей. «Вольный» русский театр К. Книппера, содержавшего ранее немецкую труппу, начал свою деятельность в 1779 году (тремя годами позднее московского). Когда в 1783 году этот театр перешел в ведение государства, то в указе Екатерины II специально подчеркивалось: «Российский театр нужно, чтоб был не только для одних комедий и трагедий, но и для опер».

Продолжение: Часть 2.

Ваша
корзина
пуста