В исключительно сложных условиях борьбы двух направлений в русской культуре и искусстве Большой театр при всей противоречивости пройденных им путей, в период, предшествовавший Великой Октябрьской социалистической революции, оформился как театр национально-реалистических традиций, как театр, борющийся за художественную правду, за идейность и содержательность в искусстве. Как известно, особенности общественного развития в России начала XX века, характеризующиеся, с одной стороны, вступлением русского капитализма в стадию империализма и, с другой, — бурным ростом пролетарского революционного движения и усилившейся ролью рабочего класса в борьбе народных масс против царизма, резко углубили идеологическое размежевание в литературе и искусстве. Ожесточенная борьба между реалистическим искусством и искусством реакционно-упадочным, декадентским, принимает особо острые формы. Растленной буржуазной идеологии, с ее преклонением перед модными, идущими с Запада, модернистическими течениями, с ее враждебностью к реалистическим традициям русской классики, противостоит крепнущее общественное сознание демократических масс трудового народа.
Ленинизм как высшая ступень в развитии революционного материалистического мировоззрения, как надежный оплот в борьбе с реакцией в философии и эстетике, оказывает глубокое воздействие на формирование передовых явлений национального искусства, на деятельность блестящих талантов, вышедших из недр русского народа. Именно в этот период в произведениях Горького зарождается стиль социалистического реализма — высший метод художественного творчества, наследующий и развивающий идейный опыт русского классики. Ценные, плодотворные процессы происходят в области театрального искусства. Дружба Горького с Художественным театром, установившаяся в первые же годы XX века, имела глубокую идейную и эстетическую основу. Театр, руководимый гениальным Станиславским, являлся могучим глашатаем идейности, содержательности, реализма в искусстве.
В музыкальном искусстве, несмотря на воздействие воинствующей модернистской эстетики на творчество ряда композиторов, народно-реалистические традиции русской классики были сильны; их многообразно развивали в своем творчестве крупнейшие русские композиторы эпохи — Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов, Танеев, Рахманинов, Аренский, Ипполитов-Иванов, Глиэр, Кастальский, Василенко и другие. Блистательно расцветает в этот период русское музыкально-исполнительское искусство, прочно основывающееся на принципах реализма—принципах глубокой содержательности, естественной простоты, высокою профессионализма и художественного совершенства.
Именно в связи с этими передовыми, яркими явлениями реалистического направления в русском искусстве может быть верно оценена эволюция Большого театра в начале XX века. При этом не может быть игнорирована та напряженная идейная борьба, которая шла в первые годы XX века вокруг и внутри Большого театра и которая порождала сложные противоречия в его развитии. На реалистические позиции Большого театра шел энергичный и непрекращающийся натиск со стороны сил реакции, пытавшихся дезориентировать творческие кадры театра в вопросах репертуара и в вопросах принципов исполнительства. По существу к этому были направлены все усилия многочисленных царских чиновников, приставленных к театру. Линия и вкусы императорской дирекции, державшей в руках бразды административного руководства, находились в прямом антагонизме с художественными устремлениями передовой, самой талантливой части творческого коллектива.
В мемуарах театральных деятелей того времени мы находим выразительные жалобы на глубокое неблагополучие во внутренней жизни театра, на бюрократизм и казенщину в методах руководства. «Сцена, искусство — одно, контора, чиновники, управители — другое. Род некоего крепостничества, а с ним и большого головотяпства, самодурства — «чего моя нога хочет»,— писал К. Шкасрер о порядках дореволюционного Большого театра. При наличии крупнейших творческих сил и возможностей, руководство театра «оставалось в режиме и рамках тех правил и установленного старого приказного строя, который корнями своими исходил от театра времен расцвета крепостного права. А потому в театре тлетворный дух рабства, кабалы и казармы чувствовался весьма ощутительно. На видных местах оставались все те же приказные люди, что и раньше,— только видоизменился их внешний облик; вместо кафтана получился вицмундир, от которого шел иногда аромат гоголевских типов». Эти «гоголевские типы», эти «крепостники», поставленные у руля театра, наносили ему большой урон.