Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр в начале XX века (1952 г.), часть 6.

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5.

В своих методах постановочной работы Горский, несомненно, испытал положительное воздействие русского реалистического драматического театра. Его задачей было создание драматически действенных хореографических спектаклей, с живыми и цельными образами; привлекая крупнейших художников-декораторов и уделяя большое внимание сценическому оформлению, Горский достигал в своих лучших работах глубокого синтеза музыки, танца, пантомимы и декоративной части. Драматическая сила, осмысленность, содержательность, единство составляли ценную особенность постановок, осуществленных Горским. В печати отмечалось, что Горский «ревнует к драме, где все мотивировано», что он идет «на все жертвы ради психологического реализма, ради верного и яркого изображения аффектов». Реакционные журналисты упрекали Горского в том, что он будто «потрафляет дурным вкусам москвичей», и лицемерно сожалели об «упадке» классического танца, традиции которого якобы Горским приносились в жертву драматическим эффектам.

На деле же именно первые десятилетия XX века, связанные с балетмейстерской деятельностью Горского, явились периодом расцвета танцевального искусства в Большом театре. В этот период балетная труппа с небывалой интенсивностью пополняется превосходными мастерами танца и становится первоклассным художественно-исполнительским организмом. Соратником Горского и исключительно активным деятелем, благотворно влиявшим на укрепление московского балета, явился В. Тихомиров - танцовщик, педагог, постановщик. Он умело воспитывал кадры талантливых, профессионально зрелых артистов, в искусстве которых неделимо были слиты техническое совершенство и художественная выразительность.

В балетных спектаклях, осуществленных в первые годы XX иска, выделялись ярко одаренные артисты — танцовщики, обладавшие виртуозным мастерством и высоким искусством сценического перевоплощения. Еще была в расцвете сил Л. Рославлева, одна из первых исполнительниц Раймонды, Одетты — Одилии в постановках Горского. В этих же постановках блестяще выступала А. Джури, занимавшая положение крупнейшей танцовщицы Большого театра. В Большой театр приходят блестящие мастера, многим из которых было суждено стать активными строителями и организаторами советского балета, самого передового в мире по идейным устремлениям, профессиональной культуре и художественному совершенству (В. Рябцев, А. Булгаков, Л. Жуков, Л. Лащилин, И. и В. Смольцовы, М. Кандаурова, И. Сидоров, М. Рейзен, В. Кригер). Труппа укрепляется разнообразными артистическими индивидуальностями, блестяще развивающими традиции классического виртуозного танца и совершенствующими мимическое искусство. Талантливый коллектив воспитывается в духе всемерного обогащения хореографического искусства как органичной и ценной части национальной художественной культуры.

В этот период выдвигается и формируется как артистка мирового значения Е. Гельцер — самая крупная и талантливая и вместе с тем наиболее типичная представительница московской балетной школы. Непревзойденный виртуоз, совершенный по технике мастер в ней сочетается с истинным артистом рсалистического направления, захватывающим драматической силой и психологической глубиной исполнения. Галерея образов, в совершенстве воплощенных Е. Гельцер, беспримерно широка и многообразна — от трагических героинь до бесхитростно-наивных жанрово-бытовых персонажей. Искусство Е. Гельцер — одна из вершин хореографического исполнительства. В значительной мере выросла музыкально-исполнительская культура балетных спектаклей, что связано с плодотворной деятельностью дирижера А. Арендса, свыше двух десятилетий возглавлявшего музыкальную часть балета. Под его руководством в Большом театре полноценно прозвучали партитуры «Спящей красавицы», «Раймонды», «Лебединого озера».

Уже в дореволюционные годы московская балетная труппа исполнительским мастсрством лучших своих артистов и качеством своих наиболее совершенных постановок утвердила неоспоримое мировое первенство русского балетного искусства. В. И. Ленин на примере творчества Толстого охарактеризовал мировое значение классической русской литературы «как шаг вперед в художественном развитии всего человечества». Это ленинское определение, полностью применимое к наиболее прогрессивным явлениям русской музыки, помогает оценить дореволюционный опыт Большого театра.

Продолжение...