Ранее: 1.
Идеи реализма все полнее и ярче проникали и утверждались на русской оперной сцене, испытывавшей благотворное воздействие прогрессивного национально-демократического направления в искусстве и в общественно-культурной жизни. Артистическая деятельность Шаляпина, творчество Собинова и Неждановой могут быть объяснены и охарактеризованы во всей полноте лишь с учетом общего идейно-художественного роста русского оперного театра. Собинова и Нежданову надо оценивать не только с позиций и с критериями вокального искусства, не только усматривая в первом крупнейшего- представителя теноровой певческой культуры, а во второй безупречную виртуозно-колоратурную певицу; историческое значение их много шире: они решительно ломают рамки в таких специфических и сравнительно ограниченных оперных «амплуа», как лирически-теноровые и колоратурно-сопрановые партии. Будет вернее сказать, что, следуя принципам русской оперной классической музыки, Собинов и Нежданова в своем репертуаре совершали то же дело, которое отстаивал Шаляпин: они изгоняли устоявшиеся на оперной сцене трафареты, согласно которым все «лирические» теноровые или все «колоратурные» сопрановые партии исполнялись на один лад с применением одной «установленной» гаммы красок и приемов. Великие русские оперные актеры-певцы, опираясь на опыт драматического театра, придавали каждой создаваемой ими роли глубочайшую индивидуальную своеобразность, законченность, типизированную характерность.
Голос Собинова с его прекраснейшим кристально-чистым тембром, с его безупречно совершенной техникой был послушным инструментом для создания одухотворенно-поэтичных лирических образов, чарующих своей непосредственностью и душевной чистотой. Созданию этих образов предшествовала напряженная интеллектуальная работа, тщательный отбор нужных средств, красок, оттенков. Обращаясь к литературе, драматическому искусству, живописи, истории, Собинов длительно и сосредоточенно совершенстоввал и отделывал исполнение своих партий: «Я не спал ночей, шатался по комнате из угла в угол, мучительно решал вопрос, чего же мне не хватает в том или другом месте оперы, что мое исполнение не производит впечатления, которого ждали».
Высокой требовательностью к себе был отмечен и артистический путь Неждановой. Будучи одним из величайших мастеров колоратурного пения, Нежданова чуждалась внешних эффектов и стремилась к предельной простоте и естественности исполнительской манеры. «Казалось, будто в ее голосе сами собой рождаются напевы, а не память и искусство пения их вызывают", - писал о Неждановой Б.В.Асафьев. С благородной сдержанностью, которую отдельные критики ошибочно принимали за холодность исполнительского стиля, Нежданова, расширяя выразительные средства колоратурного сопрано, наряду со Снегурочкой, Царевной-Лебедь, Шемаханской царицей, создавала волнующие своей человечностью и сдержанным глубоким драматизмом образы Татьяны, Марфы. Творческая дружба с выдающимися деятелями русской драмы обогащала искусство Неждановой. В частности, пользуясь советами Ермоловой, Нежданова достигла небывало высокого уровня в правдивой трактовке образов Виолетты и Мими.
Успехи реалистического искусства, умножавшие славу Большого театра в первые годы нашего века, отнюдь не исчерпываются деятельностью трех названных корифеев, артистов первейшего мирового ранга. Творческую атмосферу в театре создавали многие яркие исполнительские индивидуальности — талантливые певцы, обеспечивавшие прочный ансамбль и высокий художественный уровень спектаклей. К числу таких талантов, стремившихся к реалистической полноте и правдивости создаваемых образов, принадлежал И. Грызунов. Современники свидетельствуют о его выдающихся достижениях, в первую очередь в партии Онегина. «Обладая счастливой внешностью, превосходными манерами, большой музыкальностью и отличной дикцией, этот певец создавал очень правдивый рисунок роли Онегина», — вспоминает о Грызунове С. И. Мигай. Сопоставляя Собинова — Ленского с Грызуновым — Онегиным, В. П. Шкафер утверждает, что эти два артиста «олицетворяли собою, в полной гармонии, пушкинских героев». «На оперных сценах,— продолжает Шкафер,— мне не приходилось видеть более удачного созвучия, столь тонкого, музыкально и художественно очерченного исполнения, как у вышеуказанных певцов». Ведущие баритоновые партии исполнялись также Г. Баклановым (Демон, Онегин), И. Гончаровым (Игорь, Онегин), Ф. Павловским (Шакловитый, Грязной). Заметное место в труппе Большого театра занимал талантливый и многогранный артист П. Оленин, равно выделявшийся и в ролях трагедийных (Борис), и в ролях характерных (Варлаам); позднее П. Оленин выдвинулся как режиссер, осуществивший ряд интересных постановок на сцене Большого театра.