Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр в начале XX века (1952 г.), часть 1.

Большой театрВ начале XX века Большой театр представляет собой один из крупнейших оплотов реалистического направления в художественной жизни России. Бурно, всесторонне растет и совершенствуется его исполнительское мастерство. Благодаря блестящему составу своих актеров-певцов, высокой слаженности музыкального ансамбля, все возрастающей театрально-сценической культуре Большой театр уверенно и определенно овладевает ролью передового центра мирового оперного искусства. Слава Большого театра гремит во всем мире. Его лучшие артисты с триумфальным успехом выступают в крупнейших городах заграницы, являясь знаменосцами мастерства, художественно осмысленной виртуозности и прежде всего глубокой правдивости, естественности и содержательности искусства. Почти одновременное появление на сцене Большого театра трех величайших оперных артистов XX века — Шаляпина, Собинова и Неждановой, артистов, вобравших в себя и приумноживших весь лучший опыт и ценнейшие качества самобытной русской оперно-исполнительской культуры, знаменовало наступление новой эпохи в истории музыкального театра. С их творчеством связаны громадные по своему идейно-художественному значению победы реалистического искусства на оперной сцене.

Шаляпину было лишь двадцать шесть лет, когда в 1899 году он вступил в труппу Большого театра. Но это был уже сформировавшийся художник, имевший устоявшиеся, вполне определенные воззрения на свои задачи в искусстве. Позднее он так определил свои артистические принципы: «В основу моей работы над собой и положил борьбу с пустым блеском, заменяющим внутреннюю яркость, с надуманной сложностью, убивающей прекрасную простоту, с ходульной эффектностью, уродующей величие». Внутренняя яркость, прекрасная простота, величие — в этих словах хорошо передано то большое и самое главное, что отмечало обширную галерею образов, созданных Шаляпиным в годы расцвета его могучего дарования. Сусанин, Мельник, Олоферн, Борис, Иван Грозный, Досифей, Сальери, Владимир Галицкий — каждый из этих образов русской оперной классики был воплощен Шаляпиным с неповторимой индивидуальной яркостью, скульптурной отточенностью, предельной выразительностью и силой. Величайший драматизм, высокая обобщенность подлинно трагического искусства сочетались в шаляпинских образах с жизненной естественностью, простотой, правдивостью.

Всесторонняя одаренность Шаляпина — факт неоспоримый. Все элементы исполнительского искусства Шаляпина — его голос, сочетающий красоту тембра и свободу дыхания с поразительной гибкостью, способностью передавать тончайшие оттенки чувства, отчетливейшая дикция и безграничная гамма логических акцентов и эмоциональных оттенков в свободном и естественном произношении слова, его на редкость выгодная сценическая внешность — рост, фигура и особенно лицо, меняющее свое выражение и черты благодаря бесподобной мимике и высокому искусству грима,— были всегда подчинены большим художественным задачам. Необычайно восприимчивый и впечатлительный художник, неутомимо расширявший свои знания и культуру, Шаляпин тщательно отделывал создаваемые им образы и достигал в своем творчестве психологической и исторической правды.

Биографов Шаляпина удивляло то, что великий артист почти не учился пению, если не считать занятий с Усатовым, продолжавшихся менее года. Однако сам Шаляпин свидетельствует о том, что он упорно учился всю свою жизнь, начиная с ранних лет, и прежде всего учился у русского народа его искусству пения: «...к пению меня поощряли простые мастеровые люди... Ведь русские люди поют с самого рождения». Владению же русской речью и сценической правде Шаляпин, по собственному его свидетельству, учился у превосходных драматических актеров Малого театра. У них он учился, говоря его же словами, быть на сцене не актером и не певцом, а тем именно лицом, которое он изображал. Искусство перевоплощения, искусство создания цельного, единого, драматически сильного образа, доведенное Шаляпиным до высшего совершенства, побуждало его быть особенно требовательным в вопросах ансамбля. Его режиссерские работы - постановка «Хованщины» в 1912 году с участием лучших русских певцов начала века, а позднее постановки опер «Русалка» и «Дон-Карлос» имели большое значение в жизни музыкально-театрального искусства. Они красноречиво свидетельствовали о том, какое внимание уделял гениальный русский артист проблеме сценической культуры и внутренней слаженности оперного спектакля.

Продолжение...