Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Ученический комитет ("Мастера Большого театра")

В начале 1922 учебного года дядя Володя повел разговор среди учащихся об организации ученического комитета. «Балетное племя» всполошилось. В самом названии «учком» было много нового, интересного. Вскоре Марц объявил ученическое собрание. За длинным столом, покрытым зеленым сукном, сидели Рябцев и почти все педагоги. Шум в зале прекратился, как только дядя Володя сказал:

— Друзья! Внимание. Сегодня для всех нас торжественный день. Собрались мы в этот зал, чтобы впервые открыть новую страницу в жизни театрального училища. Вам даются неограниченные возможности быть помощниками дирекции. Деятельность ученического комитета будет обширной. В его функции входят вопросы дисциплины, успеваемости, чистоты и порядка в здании училища.

— Творческие вопросы входят в его функции? — задал вопрос Миша Габович, ученик предвыпускного класса.

— Да, Миша, входят,— ответил дядя Володя.— Вам надо выбрать председателя и секретаря учкома, которые будут присутствовать на всех художественных и педагогических советах училища.

— Дядя Володя, а сольные места учком будет иметь право нам давать? — спросила Тамара Ткаченко.

— Нет, Тамара, учком только может помочь вам этот сольный номер выучить. Вдруг поднял руку Владимир Александрович Рябцев.

— Можно мне сказать пару слов? — спросил он у Марца.

— Пожалуйста.

— Хорошие вы мои ребятишки! Мы все присутствуем на историческом, очень волнительном школьном событии. Особенно для нас, стариков. Подумать только, вам дается право «говорить», дается право голоса, вам, ученикам. Вы будете иметь возможность через своего представителя обращаться к нам, вашим педагогам, руководителям. Председатель учкома может за вас замолвить слово, может предложить попробовать в той или иной партии ученика или ученицу. Командовать он не будет, но совещаться и доказывать нам может. Теперь вы видите, как важно выбрать достойного председателя и секретаря учкома. Мне хочется еще сказать вам: счастливые вы советские ребята! Могли бы мы, ученики Императорского училища, даже подумать о таком. Мы, как стадо баранов, послушно подчинялись всему, что полагалось воспитанникам. Разве мы могли в прежнее время предлагать или совещаться с начальством. Вам дается широкое поле деятельности, развивайте инициативу, чаще приходите к своему предучкома. В старину говорили: «С Богом», а я вам скажу: «Ни пуха ни пера!» Мы дружно аплодировали Рябцеву.

— Называйте кандидатуры председателя,— предложил Марц.

— Миша Габович вполне достоин быть председателем,— предложила Тамара.

— Хорошо, записываю,— сказал дядя Володя.

— Я предлагаю Игоря Моисеева,— сказал Миша Габович.— Он лучше справится с этой работой.

— Записал Моисеева,— улыбнулся дядя Володя.— Теперь будем голосовать. Из двух надо выбрать одного.

После очень шумных выборов большинство голосов получил Игорь Моисеев. Секретарем выбрали единогласно Инну Гольман. Первый предучкома Игорь Моисеев пользовался большим авторитетом среди всех учащихся театральной школы. Еще задолго до выборов установилось мнение, что это серьезный, воспитанный и умный юноша. Знали, что увлекается он шахматами и спортом. Даже в лютые морозы Игорь ходил без головного убора, в короткой курточке на белом меху, туго подпоясанной ремнем.

С тех пор как я увидела его впервые у Мосоловой, прошло два года. Игорь вырос, возмужал, но челка, по-прежнему ровно подстриженная, почти прикрывала брови. По классическому танцу Игорь занимался в группе Ивана Васильевича Смольцова. Он обладал хорошим прыжком. Его способность высоко поднимать ногу была редкой для мужчин-танцовщиков. Девушки, одноклассницы Игоря, откровенно ему завидовали: «Зачем тебе такой громадный шаг? — говорили они.— Подари его нам».

В год избрания Игоря предучкома он был в предвыпускной группе. В театре знали, что в 1924 году училище кончает очень способный танцовщик и крепкий, сильный кавалер для балерин. Игорь серьезно отнесся к своему новому делу. С помощью дяди Володи ученический комитет развернул большую работу среди учащихся. Вскоре без комитета не могли обойтись ни младшие, ни старшие ребята. Чуть что случится — идут к Игорю, знают, что предучкома поможет, выручит, попросит, заступится. Он был справедлив и внимателен ко всем. Часто бывало и так, что за грубое нарушение кем-нибудь дисциплины Игорь сам стоял на том, чтобы наказать виновника. Никогда он не потакал хулиганам, лентяям и грубиянам. Учком решал вопросы, как помочь отстающим. Были случаи, когда хорошие ученики по общеобразовательным предметам брали «на буксир» отстающих. Игорь особенно пропагандировал эту товарищескую помощь друг другу. В первое же полугодие резко повысилась успеваемость и дисциплина. Деятельность учкома давала себя знать.

В 1922 году Марц совместно с художником Большого театра Федором Федоровичем Федоровским написал либретто балета «Вечно живые цветы», который был поставлен А. А. Горским. За время работы Марца в театральном училище сильно изменилась обстановка. Для сплочения коллектива он широко использовал школьные вечера, на которых не только танцевали, но и пели, играли на рояле, декламировали. Такие концерты сближали учащихся, укрепляли дружбу, искоренялась зависть, подхалимство. К огромному сожале нию, продолжалась его работа с нами очень недолго. Марц трагически погиб. Его убил сосед по квартире за то, что дядя Володя получил ту комнату, на которую этот сосед — служащий магазина Мюр — Мерилиза (теперь Центральный универмаг) — так же претендовал.