Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

"Мастера Большого театра". Слово об авторе.

С Серафимой Сергеевной Холфиной судьба свела меня в середине сороковых годов, когда я был назначен директором и художественным руководителем Московского хореографического училища при Большом театре. Молодой педагог начальных женских и мужских классов классического танца, живая, энергичная, инициативная, она всегда была в числе первых зачинателей всяких новых дел и в особенности поиска новых методов и форм нелегкой педагогической работы.

Серафима Сергеевна начала свою деятельность в далекие двадцатые годы. Исключительно одаренная, многообещающая молодая балерина, она перенесла тяжелую болезнь и вынуждена была рано оставить сцену Большого театра, где так успешно начала выступать. Сказалось полное лишений голодное детство в годы гражданской войны. Но если театр потерял талантливую танцовщицу, то Хореографическое училище приобрело прекрасного педагога, подготовившего немало известных балерин.

Мне всегда доставляло радость присутствие на ее уроках и экзаменах. Упражнения, которые она давала своим ученицам, отличались танцевальностъю и выразительностью, это не были формальные задания, что мы наблюдаем у некоторых педагогов, способных засушить даже одаренных детей. Сказывалась природная артистичность, живость характера самой Серафимы Сергеевны.

Среди «звезд», прославивших наш многонациональный советский классический балет, много и учеников Холфиной. Девочки и мальчики, наставницей которых с первых школьных шагов была Серафима Сергеевна, обязаны началом своей счастливой судьбы своему первому педагогу, передавшему малышам любовь и увлеченность прекрасным искусством. Книга Холфиной представляет несомненный интерес для нас — деятелей хореографического искусства, так как мы узнаем из нее ранее нигде не описанные события, подробности жизни училища и Большого театра двадцатых годов, творческой деятельности таких выдающихся мастеров, как Александр Горский, Екатерина Гельцер, Василий Тихомиров, Владимир Рябцев, Асаф Мессерер, Леонид Жуков, Николай Холфин, Игорь Моисеев, Тамара Ткаченко, Викторина Кригер, и многих других.

Годы летят неудержимо, многое не остается в памяти, уходит навсегда. И если описание спектаклей тех лет можно найти в отзывах рецензентов, то в книге Холфиной процесс творчества их создателей и исполнителей показан как бы изнутри, освещен одним из непосредственных свидетелей и участников. Это воспроизведено тем более достоверно, что Холфина систематически вела дневники, где записывала факты, с ее точки зрения, заслуживающие внимания.

Я считаю очень важным, нужным и ценным появление книг, где современники дают не только творческие портреты знаменитых деятелей прошлых лет и описание событий своего времени, но, как в данном случае, и фиксацию творческого метода выдающихся педагогов, самого процесса педагогической работы, раскрывая творческую индивидуальность каждого мастера, «секреты» методики обучения искусству классического танца.

Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, доктор искусствоведения, профессор Р. Захаров