Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Виктора Смольцова

Виктор СмольцовСемья Смольцовых состояла из 12 человек, и отцу приходилось очень туго. Как театральному служащему, ему удалось определить Виктора в Хореографическое училище, где учителями мальчика стали такие замечательные мастера танца, как Николай Петрович Домашев и Василий Дмитриевич Тихомиров. И вскоре маленький танцор обратил на себя внимание. На выпускном экзамене в Хореографическом училище в 1917 году выдающаяся русская балерина Екатерина Васильевна Гельцер поставила ученику Виктору Смольцову пять с двумя плюсами. Чутье не обмануло ее. Виктор Васильевич Смольцов, который в том же году дебютировал на сцене Большого театра в «Коньке-Горбунке», удивил зрителей необычайной легкостью и артистичностью своего воздушного танца. Он одновременно исполнял в спектакле три партии: Океана, Раба и Иванушки.

В 1919 году в составе концертной бригады он отправляется для обслуживания частей Южного фронта. «Это была горячая, увлекательная работа,— вспоминает артист, — в бригаде принимали участие Ю. Ф. Файер в качестве скрипача, Григорий Пирогов, певица А. К. Матова. Концерты давали по нескольку раз в день, часто под обстрелом». С тех пор Виктор Васильевич — активный и непременный участник военно-шефской работы в коллективе Большого театра. Вот уже сорок лет непрерывно работает в театре этот выдающийся артист балета, который за свою долгую сценическую жизнь исполнил около 30 ведущих партий. В лице Смольцова счастливо сочетаются блестящий танцовщик и драматический артист,— достаточно вспомнить хотя бы мимодраму в асафьевском балете «Барышня-крестьянка», в которой артист проявил высокое хореографическое мастерство, продемонстрировав одновременно необычайно развитую технику мимики.

Виктор СмольцовОн танцевал Колена в «Тщетной предосторожности», Франца в «Коппелии», принца Зигфрида в «Лебедином озере», Жана де Бриена в «Раймонде». Гренгуара в «Эсмеральде», принца Дезире и Голубую птицу в «Спящей красавице», Базиля и Дон-Кихота в «Дон-Кихоте», Конрада в «Корсаре», Принца в «Волшебном зеркале», Альберта в «Жизели» и целый ряд других ведущих партий в классических балетах. Много запоминающихся образов создал Смольцов и в советских балетах. Таковы, например, Князь в «Кавказском пленнике», Гирей в «Бахчисарайском фонтане», Берестов в «Барышне-крестьянке», Парис и Лоренцо в «Ромео и Джульетте», маркиз де Борегар в «Пламени Парижа». К числу наиболее интересных работ В. Смольцова принадлежат исполненные им роли Босса и сообщника Ли Шан-фу в балете Глиэра «Красный мак». Уже в первой картине, когда задыхающиеся рикши подвозят к портовому ресторану американских и английских офицеров, выделяется американский босс в исполнении В. Смольцова.

Скупыми, но четкими и глубоко продуманными штрихами рисует он этого хищника, твердо уверенного во всемогуществе золота. Вот, заинтересовавшись китайской танцовщицей Тао Хоа, Босс выражает желание познакомиться с ней. С трудом скрывая отвращение, Тао Хоа вынуждена в паре с Боссом принять участие в ресторанных танцах. Изобретательно найденными танцевальными движениями Виктор Смольцов подчеркивает спесивую уверенность американского банкира в своей неотразимости и превосходстве. Мимически выразительно негодует Босс — Смольцов, узнав, как тщательно оберегает Тао Хоа красный мак — подарок капитана советского корабля. И тем омерзительнее выглядит его удовлетворение, когда предатель Ли Шан-фу пронзает кинжалом заветный цветок. Виктору Смольцову одинаково хорошо удаются и героические и характерные роли. Художественная правда всегда является целью его творчества, будь то большая ведущая партия или эпизодическая роль.

Виктор СмольцовВместе с тем техника его отличается законченностью. Четкость и изящество движений, красивый, легкий прыжок сочетаются у него с исключительной силой рук, позволяющей свободно поднимать в воздух балерину. В бытность свою в Париже он с большим успехом танцевал со знаменитой русской балериной А. Павловой. Смольцов был партнером целой плеяды наших выдающихся балерин. Он танцевал с Е. Гельцер, В. Кригер, М. Рейзен, М. Кандауровой, А. Абрамовой, Л. Банк, В. Кудрявцевой, Н. Подгорецкой, Г. Улановой, М. Семеновой, и все они считали его незаменимым партнером в дуэтах.

В. В. Смольцов гастролировал во многих городах Советского Союза и в зарубежных странах. Много лет он вел в Большом театре тренировочный класс артистов балета. В 1933 году ему присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Он награжден также орденом «Знак Почета» и медалями. В 1937 году Смольцов ездил в составе бригады артистов Большого театра на празднование пятилетия Магнитогорского металлургического комбината им. Сталина. Помимо многочисленных концертов для рабочих комбината, в которых принимал участие Виктор Васильевич, он активно помогал рабочей самодеятельности, организовав там специальный хореографической кружок. Ему было присвоено звание ударника Магнитогорского комбината и вручен значок строителя Магнитостроя.

Воспитанник Большого театра, Смольцов начал творческий путь в год Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда еще только рождалось на свет молодое поколение артистов оперы и балета, имена которых мы видим сегодня на афишах Большого театра рядом с именем Смольцова, передающего им свой богатый артистический опыт. Это убедительный пример творческой преемственности, существующей в Большом театре, бережно хранящем и творчески развивающем великие традиции русского классического танца, одним из талантливых мастеров которого является Виктор Васильевич Смольцов.