Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Василия Небольсина

Окончив в 1919 году Московское филармоническое училище по классу скрипки, Василий Васильевич приобрел там и серьезные композиторские навыки, основательно изучил теоретические дисциплины, знание которых так необходимо дирижеру. Он занимался в классе свободного сочинения под руководством таких крупных музыкантов, как Арсений Корещенко и Виктор Калинников. Среди его педагогов были А. Брандуков и В. Сафонов, которые также сыграли немалую роль в формировании творческого облика молодого музыканта. Его практическое знакомство с оркестром началось еще в юные годы, когда пятнадцатилетний мальчик занял место за скрипичным пультом. В 1913—1915 годах он играл в оркестрах в Севастополе, Ялте, Кисловодске, а затем был принят в оркестр, которым руководил известный дирижер С. Кусевицкий. Обширный репертуар, строгая требовательность руководителя, неизменно стремившегося к художественной завершенности исполнения, — все это обогатило опыт Небольсина, четыре года проработавшего в этом оркестре. Самостоятельная деятельность Небольсина началась в 1919 году, когда он, будучи хормейстером оперной труппы Народного дома, дирижировал несколькими оперными спектаклями.

В Большой театр Небольсин поступил в 1920 году. Вначале он был здесь помощником хормейстера, но через короткое время получил возможность появиться за дирижерским пультом. Первой постановкой, осуществленной под его руководством, была опера «Фра-Дьяволо». Уже в этом спектакле проявились и дарование Небольсина, и опирающаяся на глубокое знание партитуры спокойная уверенность, которая всегда передается исполнителям. Всесторонне изучая партитуру, глубоко вникая в замысел композитора, Небольсин умело добивается равновесия звучания оркестра, солистов и хора. В его трактовке не пропадает ни одна подробность партитуры. Каждый исполнитель находится неизменно в поле зрения дирижера, который добивается гармоничного единства всех компонентов спектакля.

Русская оперная классика особенно близка Небольсину. Под его управлением исполнялись в Большом театре такие бессмертные творения великих русских мастеров, как «Иван Сусанин», «Садко», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Майская ночь», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Руслан и Людмила», «Снегурочка». Большим этапом на творческом пути дирижера была постановка оперы «Хованщина» в 1941 году, осуществленная при его непосредственном участии и отмеченная мастерством исполнения, пониманием красоты и глубины замысла Мусоргского.

Высокую оценку прессы и общественности получила также постановка «Мазепы» Чайковского под управлением Небольсина: «Все оркестровые эпизоды (особенно отметим на редкость цельное впечатление от симфонической партии антракта, изображающей Полтавскую битву) проведены В. В. Небольсиным сочно, без излишней акцентировки жанровых деталей. Перед нами предстает нарисованная густыми мазками картина, ясно выявляющая основную идею: сила Руси петровского времени — в мощи ее государственности. Очень хорош оркестр на протяжении всей оперы. Весьма импонирует ощущение единства ансамбля оркестра, солистов и хора». Проработав много лет вместе с В. Суком и Н. Головановым, Небольсин бережно хранит лучшие исполнительские традиции Большого театра.

Особо должно быть отмечено его плодотворное участие в постановках оперных произведений советских композиторов. Он дирижировал такими операми, как «Тихий Дон» Дзержинского, «Мать» Желобинского, «Загмук» А. Крейна, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Тупейный художник» Шишова и другими. В числе произведений западноевропейских композиторов, исполнявшихся под управлением Небольсина, — «Дон-Жуан» Моцарта, «Аида», «Трубадур», «Риголетто» и «Травиата» Верди, «Валькирия» Вагнера, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Гуно, «Кармен» Визе, «Богема» и «Чио-Чио-Сан» Пуччини, «Севильский цирюльник» Россини, «Паяцы» Леонкавалло. В 30-х годах В. Небольсин дирижировал также рядом балетов («Раймонда», «Красный мак», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Баядерка» и другими). Работой за дирижерским пультом Большого театра не ограничивается творческая деятельность Небольсина. Он часто дирижирует и симфоническими концертами с разнообразной программой, неизменно демонстрируя художественный вкус и большое мастерство.

Небольсин — автор ряда симфонических и камерных произведений. Хорошо звучат оркестрованные Небольсиным романсы Рахманинова «Проходит все», «Вчера мы встретились», «В молчаньи ночи тайной», «Я опять одинок». Плодотворной была и педагогическая деятельность Небольсина. С 1940 по 1945 год он являлся профессором Московской государственной консерватории, где руководил кафедрой оперной подготовки, воспитавшей не один десяток талантливых певцов. Большие заслуги Небольсина в деле развития советского оперного искусства неоднократно отмечались правительственными наградами: он был награжден орденом «Знак Почета» и медалями.

Замечательный дирижер Вячеслав Иванович Сук часто говорил: «Дирижер должен быть благожелательным истолкователем композитора». Таким благожелательным истолкователем, строго придерживающимся авторского текста, чутко постигающим и передающим замысел композитора, и является профессор В. В. Небольсин.