Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Софьи Пановой

Софья Панова «Ах, плачу я, горько плачу я, слезы лью, да к милому на море шлю рано по утрам: я кукушкой перелетной полечу к реке Дунаю, окуну в реку Каялу мой рукав бобровый, я омою князю раны на его кровавом теле...».

Проникновенно и трепетно звучат ее слова, обращенные к любимому Игорю, находящемуся на чужбине. Неузнаваемо меняется окраска голоса Пановой — Ярославны, когда, стоя на городской стене Путивля и вглядываясь в подъезжающих всадников, она неожиданно узнает в одном из них князя, бежавшего из плена. Радостью, беспредельным ликованием наполняется ее сердце: «Прошла пора зловещих снов, забыто горе прошлых лет...» Прозрачно звучит ее чистый, серебристый голос в надолго запоминающемся. заключительном дуэте с Игорем. Панова — отличная Оксана в «Черевичках», жизнерадостная украинская девушка. Ей удалось передать и обаяние пленительной гоголевской лирики, и напряженный драматизм отдельных сцен. Партия Оксаны в этом отношении очень трудна. Здесь необходима особая подвижность голоса, хотя бы в песне о черевичках, с которой Панова справляется отлично.

Большую гамму чувств умело передает Панова — Оксана в этой сложной партии. Здесь перемежаются и задумчивая грусть, и лукавое кокетство, и драматическая страстность. Поет она легко, непринужденно, без напряжения, отлично владея своим сильным, красивым голосом. Удался Пановой и поэтичный трагический образ Марии в «Мазепе». Ярко показывает певица силу всепоглощающего чувства любви, охватившего девушку. Она ничего не видит и не слышит, кроме своего возлюбленного — черствого и циничного Мазепы, которому она принесла в жертву и свою молодость, и честь своего отца — гордого и благородного Кочубея.

Софья Панова Очень выразительна Панова — Мария в четвертой картине оперы. Вот она узнает, что Мазепа отдал приказ о казни Кочубея. Мать умоляет ее спасти отца, а потрясенная Мария блуждающим взглядом обводит сцену, непонимающе, как бы про себя произнося: «Какая казнь, какой отец?» Смятение и отчаяние ощутимы в ее мгновенно преобразившемся голосе, который только что был полон любви и неги. Сильное впечатление производит колыбельная песня в заключительной сцене оперы, где, оставшись одна, безумная Мария поет над умирающим Андреем. Сколько драматической напряженности, сколько трогательной сердечности вкладывает она в свою песню, как выразительны неожиданные переходы к бессвязным речам, диктуемым помутившимся рассудком!

Вот уже больше двух десятилетий заслуженная артистка РСФСР Софья Григорьевна Панова поет на сцене Большого театра, успевая наряду с напряженной творческой работой принимать участие в многочисленных концертах в подшефных воинских частях, школах и больницах. Правительство высоко оценило артистическую деятельность Пановой, наградив ее орденом «Знак Почета» и медалями «За трудовую доблесть», «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Артистка участвует в гастрольных поездках по Советскому Союзу, выступая в спектаклях и концертах в Ленинграде, Одессе, Донбассе, Кишиневе, Рязани, Владимире, Ульяновске, Калинине и других городах нашей страны.

 

Софья Панова