Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Петра Селиванова

Петр СеливановВ 1928 году Селиванов, не прекращая занятий в институте, поступил в Московский Художественный театр, где участвовал в театральном хоре и массовых сценах. Здесь будущему артисту приходилось часто присутствовать на репетициях, которые вели К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Работа в институте, знакомство с творческими установками и традициями МХАТ — все это принесло свои плоды. Появились сценические навыки, умение создавать художественный образ, постигая замысел композитора. Окреп голос молодого певца, безупречно чистой стала интонация.

После окончания института Селиванов был приглашен солистом в Свердловский театр оперы и балета, где под руководством таких мастеров, как дирижер А. Пазовский и режиссер В. Лосский, подготовил партии Валентина в «Фаусте» и Елецкого в «Пиковой даме». Затем он перешел на работу в Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где выступил в ролях Лукаса в спектакле «Карменсита и солдат» и Даниэля в «Джонни наигрывает» Кшенека. В 1932 году Селиванов дебютировал на сцене Большого театра в роли Валентина в «Фаусте». До сих пор помнит певец этот знаменательный вечер, творческое волнение, которое охватило его. Он, еще совсем молодой оперный артист, выступал рядом с такими мастерами, как А. Богданович (старый Фауст), И. Козловский (молодой Фауст), А. Пирогов (Мефистофель), К. Держинская (Маргарита). За дирижерским пультом находился А. Мелик-Пашаев.

Дебют прошел с большим успехом, и Селиванов был зачислен солистом оперы Большого театра. С тех пор певец вот уже четверть века непрерывно работает в ГАБТ, исполнив за это время около двадцати пяти ведущих партий, в том числе Онегина, Елецкого в «Пиковой даме», Светлейшего в «Черевичках», Веденецкого гостя в «Садко», Фигаро в «Севильском цирюльнике», Жермона в «Травиате», графа Альмавива в «Свадьбе Фигаро», Дон-Жуана в опере Моцарта, Эскамильо в «Кармен». Широкий диапазон голоса позволил ему справиться с партией Мурмана в опере «Абесалом и Этери», написанной композитором для драматического баритона. Отличная вокальная техника, безупречная дикция, красивый тембр его лирико-драматического баритона способствовали той популярности, которую завоевал Селиванов.

Работа певца над образами опер советских композиторов должна быть отмечена особо. Еще тогда, когда он учился в институте, силами студентов последних курсов были поставлены оперы советских композиторов: «Тупейный художник» Шишова и «Прорыв» Потоцкого (Селиванов исполнял в этих спектаклях роли крепостного художника Аркадия и руководителя партизанского движения Федора). На сцене Большого театра он с успехом спел партию Евгения Листницкого в «Тихом Доне». В «Декабристах» певец создал убедительный психологический портрет князя Трубецкого, умело подчеркнув честолюбие этого участника заговора декабристов, его настороженность и нерешительность, сыгравшую роковую роль в день восстания. В «Никите Вершинине» зрителям запомнился его Митрич.

Петр СеливановВ дни празднования тридцатилетия Великой Октябрьской социалистической революции в Малом зале консерватории состоялся концерт — творческий рапорт Селиванова. Программа этого концерта была составлена из произведений советских композиторов. Певец исполнил арии из «Щорса» Лятошинского, «Броненосца Потемкина» Чишко, «Чапаева» Мокроусова, «Кола Брюньон» Кабалевского и других советских опер. Концертный репертуар Селиванова очень обширен. Он исполняет произведения Чайковского и Рахманинова, проникновенно поет романсы Глинки, Шумана, Шуберта, Грига. Во время Великой Отечественной войны певец участвовал в концертах для бойцов Советской Армии и Флота. Он выступал в частях 4-го Украинского фронта, на кораблях Черноморского флота, в передовых соединениях 1-го Белорусского фронта, вместе с которыми вступил в Берлин. До сих пор свежо у него в памяти выступление фронтовой бригады Большого театра, состоявшееся 5 мая 1945 года у стен рейхстага. Как реликвию сохраняет Селиванов именные часы с надписью: «В память первого концерта советских артистов у рейхстага. Комендант рейхстага полковник Зинченко».

Запомнилось певцу и выступление в день 800-летия Москвы, когда вся огромная площадь Свердлова, от колонн Большого театра до павильона метро «Площадь Революции», превратилась в гигантский зрительный зал, заполненный тысячами москвичей. На специально устроенной сцене артисты Большого театра пели отрывки из «Евгения Онегина». Селиванов с большим подъемом пел партию Онегина. Он совершил большую поездку в составе концертной бригады в Арктику, выступал в самых отдаленных уголках нашей страны, гастролировал в Караганде, а недавно пел перед строителями Куйбышевской гидростанции в прекрасном, только что отстроенном здании Дворца культуры на берегу Волги.

За выдающиеся заслуги в развитии советского музыкально-театрального искусства Петру Ивановичу Селиванову в 1947 году присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в связи со 175-летием Большого театра он получил почетное звание народного артиста РСФСР. П. И. Селиванов награжден орденом Красной Звезды и медалями: «За взятие Берлина», «За победу над фашистской Германией», «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы».