Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Павла Лисициана. Часть 2.

Ранее: 1.

Павел ЛисицианИнтересно обрисован Лисицианом облик Януша. в «Гальке» Монюшко. Артист удивительно точно нашел определяющую черту характера этого жестокого и сластолюбивого шляхтича: его трусость. Януш боится не только народного возмущения и мести Йонтека — он боится даже самого себя, своего не угасшего еще чувства к Гальке. Так, показывая моральное ничтожество Януша, артист как бы «взрывает» этот образ изнутри. С большим увлечением работал Павел Лисициан над партией Рылеева в опере Шапорина «Декабристы». Человек кристально чистого сердца и пламенной веры в будущее, сочетающий огромную душевную теплоту с несгибаемым мужеством, — таким предстает перед нами в исполнении Лисициана идейный вождь декабристского восстания. Рылеев чувствует, что он обречен на гибель. Но его подвиг — не бессмысленная жертва, не романтический порыв мятущейся души. Это — мудрая готовность свершить историческую задачу, ценою своей жизни открыть дорогу грядущей, пусть не близкой, победе правды. Лисициан создал образ трагический в самом строгом понимании этого слова, без тени ложного пафоса или мелодраматического надлома.

Зрелое вокально-сценическое мастерство сказалось и в исполнении певцом других партий его репертуара: Веденецкого гостя («Садко»), Валентина («Фауст»), Эскамильо («Кармен»). По характеру голоса и складу артистического дарования Лисициану более близки образы лирические. Но большая звучность голоса, наличие яркого темперамента и дара перевоплощения позволяют певцу выходить за эти рамки. Не только Мазепа и Януш, но и необычная для лирического баритона партия Амонасро («Аида»), требующая большого внутреннего напряжения и острого драматизма, принадлежит к числу его бесспорных творческих удач. Павел Герасимович Лисициан пользуется широкой популярностью как выдающийся оперный артист и как камерный певец, тонкий интерпретатор огромного количества романсов русских и западноевропейских композиторов, в первую очередь Чайковского и Рахманинова, творчество которых ему наиболее близко. Концертный репертуар Лисициана включает также немало арий из опер, в том числе таких редко или совсем не идущих в театрах, как «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова, «Дон Карлос» Верди, «Алеко» Рахманинова, «Нерон» А. Рубинштейна. Большое внимание уделяет певец новой советской музыке, постоянно исполняя романсы Мясковского, Хачатуряна, Мурадели, Мильмана, Шехтера, Животова и других композиторов. Значительное место в его репертуаре занимают произведения армянских композиторов — как классиков, так и современных: Спендиарова, Комитаса, Бабаджаняна, Арутюняна, Долуханяна.

Павел ЛисицианЛюбовь к песне, зародившуюся в раннем детстве, певец пронес через всю свою жизнь. Лисициан поет песни не только разных народов СССР, но и стран народной демократии и других зарубежных стран, проявляя при этом тонкую восприимчивость, проникновение в «музыкальную душу» того или иного народа. Помимо частых гастрольных поездок по СССР, Павел Герасимович побывал в Чехословакии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Польше, Югославии, Австрии, Германии, Дании, Швеции, Голландии, Исландии, Финляндии, Иране. И всюду, куда бы он ни приехал, певец неизменно включает в программу своих концертов песни данной страны, которые исполняет на языке ее народа.

Лисициану свойственна огромная работоспособность, бьющая ключом энергия, высокое чувство гражданского долга. Большое участие принимает он в шефской работе. В годы Великой Отечественной войны артист выезжал с концертной бригадой на Западный фронт, а после войны получил несколько почетных грамот за художественное обслуживание воинских частей. В 1945 году П. Лисициан снова на некоторое время встретился с коллективом Армянского театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В Армении тогда впервые осуществлялась постановка оперы классика армянской музыки Чухаджяна — «Аршак Второй». Для участия в этой постановке и был приглашен Павел Лисициан. За мастерское исполнение ответственной заглавной партии ему было присвоено звание народного артиста Армянской ССР.

В 1951 году, в дни празднования 175-летнего юбилея Большого театра, Лисициан получил звание народного артиста РСФСР, а в 1956 году — народного артиста СССР. Павел Герасимович всегда искренне радуется творческим удачам своих товарищей по искусству. Вспоминая о своих зарубежных поездках или о гастрольном выступлении в каком-либо из советских оперных театров, он в первую очередь отмечает мастерство и успех своих партнеров, как приехавших вместе с ним из Москвы, так и местных певцов, и лишь в самой скупой форме упоминает о собственном успехе, — в действительности всегда очень большом. Эта скромность и доброжелательность — свойства настоящего большого художника, каким и является Павел Герасимович Лисициан.

Павел Лисициан Павел Лисициан