Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Надежды Капустиной (1958 г.)

Надежда КапустинаПервой партией, которую Тихомиров ей поручил, был испанский танец в «Лебедином озере». «Я была так растеряна, — вспоминает балерина, — что буквально не знала, с чего начать. Глубоко задумавшись, стояла я в репетиционном зале у огромного зеркала во всю стену с веером в руке, который был пока единственной деталью моей будущей партии, да и то придуманной задолго до меня. Как раз в эту минуту ко мне подошел Василий Дмитриевич. Он меня приободрил, долго говорил со мной о специфических особенностях испанского танца, которому суждено было сыграть столь значительную роль в моей творческой жизни, дал мне много исключительно ценных указаний...» Вслед за этим первым, отлично удавшимся, испанским танцем Надежда Капустина предстает перед зрителем в роли Мерседес в «Дон-Кихоте». Казалось бы, два аналогичных испанских танца, — но сколько своеобразия, тонких нюансов вносит Капустина в каждый из них! В испанском танце из «Лебединого озера» она все время помнит, что находится на великосветском балу. Своеобразной сдержанностью движений балерина неустанно подчеркивает, что является лишь танцовщицей, одетой в костюм испанки. Иной предстает она перед зрителем в роли Мерседес из «Дон-Кихота». Здесь она — простая девушка из народа, задорная, независимая... Вот она появляется из-за кулис, горделивая, кокетливая, в эффектном черном платье с традиционным веером в руке. Следует неожиданная встреча с тореадором, обнимающим другую девушку. Чувство ревности омрачает пылающее, оживленное лицо Мерседес. Но через секунду она снова улыбается. Ничего, она добьется своего и танцем покорит сердце легкомысленного юноши. И вот она уже скользит по сцене, легко перегибаясь, запрокидывая голову далеко назад и даря тореадора неотразимой улыбкой. Ее плавные и в то же время динамические движения все убыстряются, и увлеченный юноша включается в танец. Мерседес торжествует! Основная трудность этой партии заключается в том, что она очень коротка. Если на протяжении целого вечера в большой роли у балерины не получилась какая-нибудь деталь, то общее впечатление восполняется по ходу спектакля. Совсем другое в танце, длящемся считанные минуты, где нужно донести до зрителя законченный образ пламенной испанской девушки. И нужно сказать, что Капустиной отлично удается выразить мгновенную смену настроения Мерседес, искрометность обуревающего ее чувства, вспыхивающего всего на несколько мгновений.

Надежда КапустинаС подлинным увлечением и большим эмоциональным подъемом танцует она третий в своем репертуаре испанский танец — панадерос в балете «Раймонда», поставленном А. Горским. К испанскому танцу с успехом возвращается Капустина и в большом хореографическом интермеццо, ставшем уже традиционной, неотъемлемой частью постановки оперы «Кармен» и взятом из музыки к «Арлезианке». И здесь она продемонстрировала возросшее мастерство характерного танца. В 1933 году балетмейстер В. Вайнонен поставил «Пламя Парижа». В этом балете Асафьева Капустина была первой исполнительницей роли баски Терезы, которая оказалась одним из наиболее ярких сценических образов, созданных балериной. Перед ней стояла трудная задача воплотить в балетной партии характерные черты простой девушки из народа, такой жизнелюбивой, заразительно веселой в танце и мужественной, героичной в поступках. В первой постановке танец басков, по замыслу В. Вайнонена, начинался с ритмизированных трудовых движений народной толпы, готовящейся к восстанию. Одни точат мечи, другие проверяют аркебузы... Для того, чтобы подчеркнуть атмосферу подготовки к штурму, режиссер дал в руки Терезе пику, боевые качества которой она как бы проверяет в своих стремительных, динамичных бросках. Настроение неуклонной решимости народной толпы подчеркивается взмахом рук и ритмом скачкообразных движений, характеризующих басков, словно привычно карабкающихся по горам. Танец постепенно переходит в героическую маршевую поступь, в которой звучит призыв к освобождению. Раздается барабанный бой — сигнал к восстанию. Под звуки «Са ira» Тереза — Капустина в стремительном рывке буквально вылетает из-за кулис, становясь во главе восставших. Грозная толпа мчится прямо на зрителя, и впереди огненная Тереза с развевающимся знаменем в руках. Незабываемо мгновенье, когда после рокового выстрела в спину Тереза точно застывает на секунду, стремясь из последних сил удержать священное знамя. Постепенно поникая, она скользит слабеющими руками по его древку. Жизнь уже еле теплится в ней...

Надежда Капустина

Свыше пятидесяти танцев в балетах и операх исполнила балерина за годы пребывания в Большом театре. Заслуженная артистка РСФСР Н. А. Капустина неоднократно с успехом представляла наше искусство за рубежом. В 1945 году она выступала в Вене, в 1949 году — в Финляндии, в 1955 году — в Германской Демократической Республике. Она является активным участником военно-шефской работы, неоднократно выезжая в составе театральных бригад для обслуживания красноармейских частей на Дальний Восток, в БССР, на корабли Черноморского Военно-Морского Флота. Н. А. Капустина окончила Университет марксизма-ленинизма. Указом Президиума Верховного Совета СССР она награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».