Ранее: 1
Совсем другим предстает он перед зрителем во втором действии. Любящий отец беседует с детьми. Сколько ласки и нежности в интонациях его преобразившегося, изменившего окраску голоса. Но и в кругу семьи глухая тревога не покидает Бориса. Она проявляется то в его неожиданно беспокойном взгляде, то в жестах и мимике. Петров с покоряющей силой передает душевное смятение царя-преступника. Подобно стону, вырываются у него слова:
Окрест лишь тьма и мрак непроглядный, Хотя мелькнул бы луч отрады!.. Какой-то трепет тайный, Все ждешь чего-то!
Большое драматическое мастерство Петрова ярко проявляется в сцене, когда после своего трагического монолога царь Борис падает в агонии к подножию трона. «...Весь зал затаил дыхание, как будто присутствуя при настоящей драме... — писал один из парижских рецензентов по поводу прошедшего с триумфальным успехом выступления Ивана Петрова в «Гранд Опера».
...Его голос широкого объема, теплый, окрашенный тысячами нюансов, оттеняющих рельеф фраз в этом изумительном певучем языке, каким является русский, с его модуляциями нежными, ласкающими или грозными... ...Это представление было исключительным. Иван Петров властвовал над публикой с высоты своего гигантского роста, несравненного голоса и артистического темперамента. Он победил самыми благородными приемами: простотой, искренностью и прямотой...» Петрова по праву можно считать одним из лучших исполнителей партии Ивана Сусанина, требующей от певца большой экспрессии и творческого напряжения. Особенно запоминается в исполнении Петрова кульминационная ария «Чуют правду», звучащая не только как прощание с жизнью, но и как исповедание любви к родине и прославление ее непобедимости и величия. В сложной роли Досифея в «Хованщине» Петров раскрывает драматизм образа князя, пожертвовавшего своим положением в обществе, ушедшего от великосветской ЖИЗНИ И ставшего во главе раскольников во имя тех обреченных на гибель идей, которые приводят и его самого к смерти в пламени пылающего сруба.
Большим этапом на творческом пути Петрова было создание образа благородного витязя Руслана. Артист подчеркивает юность героя, которая не мешает ему быть уже могучим воином, сокрушающим все на своем пути во имя освобождения своей невесты, томящейся в плену у волшебника Черномора. Исполнение этой роли связано с немалыми трудностями, поскольку эпический характер произведения требует некоторой статичности мизансцен. И все же артист добивается удивительной сценической выразительности, сочетая ее с глубокой экспрессией исполнения бессмертных глинкинских арий, звучащих у него с волнующей силой и напевной красотой. Говоря о работе Петрова над сценическим раскрытием оперных образов, нельзя не отметить его исполнение роли Кочубея в опере Чайковского «Мазепа».
В первом акте артист рисует Кочубея обаятельным человеком, радушным хозяином-хлебосолом, одновременно насыщая образ рядом черт и интонаций, характеризующих волевой характер Кочубея, его чувство собственного достоинства, независимость его поведения. Эти интонации получают развитие и звучат особенно выразительно в сцене в темнице. Запоминается сцена допроса Кочубея Орликом, в которой Петров мастерски подчеркивает неукротимую волю Кочубея, силу его характера. Он идет на казнь с высоко поднятой головой, сознавая, что умирает за правое дело.
Вокально-сценическое мастерство Петрова с блеском проявилось и в исполнении им роли Бестужева в опере Шапорина «Декабристы». Артист создал светлый романтический образ вольнолюбивого русского патриота — участника движения декабристов, мужественно поднявшихся на борьбу с гнетом самодержавия. Обаяние, которым насытил Петров этот образ, сказалось и в драматических ансамблевых сценах, и в прочувствованном исполнении задушевной лирической песни «Ой вы, версты». Приведем отрывок из напечатанной в газете «Советская культура» статьи И. Петрова «Об опере и песне», где певец пишет о своей работе над ролью Бестужева. Кстати сказать, в этой статье чувствуется, как вдумчиво относится артист к оперному творчеству советских композиторов и какие требования он предъявляет к себе.
«С моей точки зрения, «Декабристы» — лучшая советская опера. В ней много страниц хорошей вокальной музыки. Тот, кто помнит, например, арию Рылеева из четвертой картины, дуэт Елены и Щепина в третьей картине, песню Бестужева во втором акте, монолог Николая I в пятой картине, песню Сергеича «Ой, погодушка, погода», тот, наверное, согласится со мной и признает, что в других операх последнего времени мы не найдем ничего столь же хорошего по красоте и естественности мелодики, по глубине музыкальной мысли.
Я с удовольствием работал над партией Бестужева именно потому, что она оказалась от начала до конца музыкальной. Сложные сценические задачи, требующие от исполнителя этой роли особой подтянутости, офицерской выправки, непринужденной манеры держаться, показались мне не столь уж затруднительными: когда певец знает, что автор оперы не нагромоздил на его пути никаких явных и тайных «вокальных рифов», он легко и просто, с большой готовностью преодолевает и трудности сценического воплощения своего героя. Так было у меня при разучивании роли Бестужева, и за это я горячо благодарен композитору». Все чаще появляется Петров и на концертной эстраде. Репертуар его обширен и разнообразен.
В 1947 году он выступал на I Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге, занял первое место и получил почетную премию — хрустальный кубок. Когда в заключительном концерте фестиваля он запел «Песню о Родине», весь зал, стоя, с огромным подъемом подхватил мелодию. Навсегда останется в памяти артиста и всех других участников фестиваля этот замечательный праздник единения демократической миролюбивой молодежи всех стран.
В1949 году певец участвовал во II Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште, где снова занял первое место и получил почетный серебряный кубок. В следующем году И. Петров поехал на фестиваль «Пражская весна» в Чехословакию, выступал с концертами в Варшаве и других городах Польской Народной Республики. Затем артист дважды с большом успехом гастролировал в Париже в театре «Гранд Опера» и побывал в Югославии и Дании, где также с честью представлял русское исполнительское искусство, в историю которого, как отмечала югославская пресса, отныне входят три Петрова — друг великого Глинки — Осип Афанасьевич Петров, соратник Шаляпина, Неждановой и Собинова — замечательный певец Василий Родионович Петров и, наконец, талантливый советский артист Иван Иванович Петров.