Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Ивана Семёновича Козловского, часть 7.

Козловский ИванРанее: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Растущую тревогу, беспокойство, растерянность в сцене объяснения с Онегиным Козловский не акцентирует внешними приемами. Он в самом характере голоса находит нужные оттенки и зрителю становится страшно за Ленского. Чем более Ленский выходит из состояния равновесия, тем скупее становится жест артиста. Козловский заставляет своего героя до поры до времени скрывать чувства, маскировать их деланной иронией, даже позой. Тем естественнее взрыв этих чувств, тем более впечатляет сила отчаяния. Все эти эмоциональные переходы в музыкально-драматическом плане, замечательно показаны Козловским. Бережно проносит он через все сцены образ поэта, индивидуализируя роль в сложных ансамблях так же, как и в ариях, ариозо, дуэтах.

Один лишь раз артист подчеркивает контрастный переход от состояния аффекта к лирически-восторженному настроению, к упоению воспоминанием — «В вашем доме...». Но согревающие душу воспоминания сейчас же заслоняются горечью, обидой, оскорбленной любовью. Козловский по-своему, но замечательно проникновенно, как истинный художник-реалист, фиксирует основное в образе — стремление Ленского к высоким идеалам.

Наибольшее впечатление, несомненно, оставляет сцена дуэли, раскрытая артистом с потрясающей глубиной. Полон задумчивой грусти монолог Ленского. Козловский поет его, обращаясь к самому себе, и это обращение, правдивое и лирически-трепетное, незабываемо. Но сгущаются тени. Словно смерть своим крылом коснулась поэта. И партия в дуэте уже поется Козловским иначе, чем ария: обреченно, почти безучастно, отрешенно от жизни. И чувствуешь, слушая приглушенные интонации обычно кристально чистого голоса, как мертвенная бледность покрывает черты, как предчувствует поэт неизбежную и преждевременную гибель.

И наряду с Ленским вспоминается образ Юродивого («Борис Годунов» Мусоргского). Краткое, эпизодическое его появление громадным талантом артиста превращено чуть ли не в центральное место оперы. Юродивый Козловского — это воплощение народной совести. Глубокое народное горе, сконцентрированное в маленьком человеке, жажда участия, бесконечная усталость от вековых, ставших привычными обид — таковы резко индивидуальные штрихи в характеристике Юродивого, даваемой Козловским. Смелость, с которой Юродивый безгневно, но открыто бросает слова обвинения царю Борису,— это другая, не менее важная сторона обрисовки Юродивого.

Козловский — не играющий певец, а поющий актер, виртуозно владеющий всеми выразительными средствами своего большого искусства. Дисциплинирующая сила мысли делает его эмоциональное творчество лишь более гармоничным и законченным. Ведущими чертами творческой личности Козловского являются человечность, высокий гуманизм, действенность чувств.

Многогранны, разносторонни художественные интересы Козловского. В галлерее созданных им типов свыше пятидесяти вокально-драматических образов, самых разнохарактерных — от Лоэнгрина в опере Вагнера до Арлекина в «Паяцах» Леонковалло. И везде,— будь то гениальные создания Чайковского, Глюка, Вагнера, Верди, Мусоргского или характерные персонажи в операх Пуччини, Обера, Гуно, — всюду Козловский умеет найти (и передать черты подлинной человечности, любви к природе, близости к ней. Большой творческой удачей артиста является воплощение образа Альфреда в «Травиате» Верди.

Козловский изображает Альфреда не просто прожшателем жизни, любителем богемы, как часто трактуют этот образ другие исполнители. Он показывает правдивый облик юноши, искренне и глубоко, впервые (это особенно ярко ощутимо) полюбившего женщину, прекрасную, умную и полную благородства. Для него несущественны мещанские предрассудки: Виолетта-куртизанка, дама полусвета! Все ьто меркнет перед ее действительными достоинствами. Она достойна любви пылкой и самоотверженной. Не мимолетное увлечение, а настоящую любовь рисует в своем герое Козловский. И всю гамму переживаний — от радости, что он попят, услышан, до восторга и блаженства полной взаимности; от первых сомнений и угрызений совести до исступленного отчаяния, когда, не понимая истинных побуждений покинувшей его Виолетты, Альфред горит жаждой мести за поруганное чувство; наконец, беспредельную жалость к умирающей Виолетте, горечь молчаливой скорби, робко тлеющий огонек надежды, который быстро гаснет, сменяясь мрачной опустошенностью, — как просто, проникновенно и реалистически убедительно показывает все эти переходы чувств Козловский! В самые интонации голоса певец вкладывает столько задушевной теплоты, что образ сразу становится понятным, ясным и любимым. Последовательно и умно показывает артист непосредственность и силу властно захватившей сердце любви, объясняет без подчеркиваний причины слабости воли, которая приводит героя к катастрофе. Но больше всего он оттеняет серьезность и постоянство молодого чувства.

Продолжение...