Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Ивана Семёновича Козловского, часть 3.

Иван КозловскийРанее: 1, 2.

В Полтаве у молодого артиста завязались и первые знакомства с замечательными людьми. Помимо Саксаганского и Заньковецкой он познакомился с писателем Владимиром Галактионовичем Короленко, человеком исключительной отзывчивости и чуткости к молодым талантам. Знакомство состоялось в оригинальной обстановке. На святках Козловский с товарищами по театру решил «поколядовать» у старого писателя, внушившего всем глубокую симпатию и уважение. Разукрасив коней по всем святочным правилам — лентами, бубенцами,— водрузили на возок большущую звезду со свечой внутри и с песнями весело отправились а путь. Когда молодые люди появились в маленьком домике, занимаемом семьей писателя, сам Короленко сидел в кухне и сапожничал. Удивленно посмотрел на молодежь, а потом с удовольствием послушал колядовавших. «Добрый вечей» звучало в этот сочельник особенно тепло. Владимир Галактионович расспрашивал своих гостей, интересовался жизнью каждого. Светлый, высокий голос Козловского произвел на него сильное впечатление.

Короленко выделил молодого певца из общей массы, пригласил заходить. В 1919 году Козловскому исполнилось 19 лет. Театр стал для него родным домом. Сюда нес свои горести и радости юный певец. Но сцена ие магла заполнить всю жизнь, бурливую, кипучую жизнь того времени. Молодой актер поступил добровольцем в 22-ю стрелковую бригаду инженерных войск. С детства он лихо ездил верхом, и тут, в Красной Армии, пригодились его умение обращаться с лошадьми, деревенская выносливость, юношеская; сметка, ловкость. В части полюбили Козловского, а когда услышали, как поет новый товарищ, стали гордиться его талантом. Запевала-красноармеец был душой бригады в походах, а в спокойные дни, когда часть находилась на отдыхе в Полтаве, (командир посылал своего запевалу помочь в театре. Козловский, урывая свободный час, бежал к концертмейстеру: повторить знакомые арии, подучить ансамбль из «Фауста» — кто знает, может и жет, и пригодится.

Товарищи по театру познакомили Ивана Семеновича с руководителем хора Александром Васильевичем Свешниковым. Страстный любитель и знаток ансамблевого вокального пения, Свешников организовал вокальный квартет. Участники квартета перепробовали много первых теноров, но никак не могли найти легкого, воздушного, чтоб голосом летал над аккордом, давал ему нужную окраску. Попробовали приспособить Козловского. Удивительно слитно зазвучали голоса: нежный тенор словно спаял их, влил в них свою юношескую бархатистость, тембровое богатство. В части знали о новом увлечении красноармейца и те препятствовали, а поощряли его занятия. «Пусть цветет народное искусство,— говорил командир.— На то и воюем, чтобы народу потом веселее жилось, лучше пелось...» И вот после года занятий квартета на афишных столбах по улицам Полтавы расклеены были оригинальные объявления. На старых двойных листах-«простынях» приходо-расходных книг поверх служебной ведомости крупным печатным шрифтом было выведено:

В ПЯТНИЦУ 24 ДЕКАБРЯ 1920 г. 1-й СОВЕТСКИЙ ТЕАТР Концерт вокального КВАРТЕТА При участии  артистов: И, Козловского, А. Александрова, Ф. Торник-Гарло и В. Полывянного
Под руководством А. В. Свешникова
Начало в 7 час. вечера.

Иван Козловский с огромным увлечением пел в этой программе шестнадцать песен. Грустно и торжественно звучало «Не плачьте над трупами павших бойцов». Ведь чуть не каждый день уносил юных товарищей, отдававших свою жизнь за советскую родину, за союз рабочих и крестьян, за диктатуру пролетариата.


Продолжение...