Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Ивана Семёновича Козловского, часть 2.

Иван КозловскийРанее: 1.

Год продолжались занятия Ивана Семеновича с Муравьевой. В конце 1918 года молодого певца соблазнила возможность испытать свои силы на музыкально-драматической сцене, В Полтаве, после Октябрьской революции был организован украинский музыкально-драматический театр. Требовались солисты для исполнения главных ролей в национальном репертуаре. Козловского пригласили а полтавский театр на пять спектаклей. Украинская речь, украинская напевная мелодия, лирика и юмор, свойственные «Наталке-Полтавке» и «Запорожцу за Дунаем», были милы, дороги, близки сердцу. Андрея и Петра молодой певец изображал несколько наивно, но правдиво, просто, задушевно. Спектакли прошли хорошо. Дебютанту предложили продолжать свои выступления. Товарищи по сцене, режиссер и дирижер — все отметили большую музыкальность и естественную, драматически насыщенную игру молодого певца. В радужном настроении собирался Козловский обратно в Киев, к профессору Муравьевой, — учиться, совершенствоваться.

В Полтаве на сцене Ивану Семеновичу открылось многое. Искусство, сцена, пение поглощали другие интересы. Кругом на его глазах происходили великие события. Революция сметала, рушила устои самодержавия. К власти пришел рабочий класс. В сердце рождалось теплое, благодарное чувство к революции. Хотелось отдать ей, своему народу молодое, еще не окрепшее искусство. Оно окрепнет, силы есть, воля есть — скорее в Киев... Надо учиться, надо работать. С такими мыслями отправился Козловский на вокзал. На вопрос, когда отправляется поезд на Киев, дежурный, мимоходом скользнув взглядом по высокой худой фигуре спрашивавшего, невнятно ответил: «Совсем не пойдет...» Как, почему — не удалось добиться Козловскому, обращавшемуся и к другим работникам станции. Погруженный в невеселые думы, он остановился в нерешительности. Потом вспомнил, что в Полтаве есть еще один вокзал, Южный. Правда, идти далеко, но ноги выносливы, а время не терпит — опаздывать в Народный дом, особенно же на урок Муравьевой, не годится.На Южном вокзале он получил объяснение: «Мост взорван белогвардейцами. Киев занят петлюровцами». Разгоралась гражданская война. Рабочие и Крестьяне Украины героически отстаивали советскую власть. Иван Козловский вернулся в город. Поразмыслив, отправился прямо в театр. Рассказал, что произошло, просил совета. Директор и дирижер предложили ему остаться в труппе. Так Козловский стал актером Полтавского музыкально-драматического театра. Здесь, в Полтаве, где артист провел около пяти лет, он встретился с корифеями украинской сцены — Саксаганским и Заньковецкой. Знаменитая актриса, в то время ослепшая, услышав Козловского на одном из спектаклей, задушевно обратилась к нему: «Поешь, как соловей... пой людям на радость!» Крепко запомнил эти слова юный певец.

Ананас Карпович Саксаганский, великий украинский актер, режиссер и драматург, внимательно следил за развитием дарования Козловского, давал ему немало полезных советов, которые навсегда запечатлелись в памяти певца. Вслед за ролями, уже ранее знакомыми — Андрея и Петра, Козловский разучивает роль Левко в популярной на Украине опере Лысенко "Майская ночь, или Утопленница», участвует в других украинских операх, музыкальных комедиях и драмах. На первый план во всех образах он неизменно выдвигает романтические черты. Постепенно у молодого певца развивалась гибкость драматического дарования, свобода движения на сиене, ясность и выразительность дикции. Козловский прекрасно справлялся и с чисто драматическими образами. Природа наделила его сценическими данными так же богато, как и голосом. Когда же в роли сплетались оба начала — драматическое и музыкальное, — актер добивался подлинной творческой победы. В пьесе «Вий» Козловский играл простоватого бурсака. Он появлялся в синей чумарке — свитке, рослый, стройный, а когда запевал чудесную мелодию украинской народной песни "Де ты бродишь, моя доля», зал, затаив дыхание, внимал ему и долгими, горячими аплодисментами благодарил молодого актера за минуты подлинного эстетического наслаждения. Уже тогда, свыше двадцати лет назад, Козловский пел совершенно свободно, делая естественные, глубоко логичные акценты. Его юношеское воодушевление, его искреннее чувство невольно передавались аудитории. Первые восторги от полного слияния со слушателями Козловский ощутил в Полтаве, на заре своей артистической жизни.


Продолжение...