Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Ивана Семёновича Козловского, часть 1.

Иван КозловскийИван Семенович Козловский, один из лучших певцов Советской страны, родился в 1900 году на Украине, и селе Марьяновке, близ Белой Церкви. Издавна славится Украина дивными, звонкими голосами. В будни и в праздник, во время работы и в час отдыха поет украинец. Лирическая и задумчивая, веселая и озорная, льется песня над украинской землей. В родном селе, где Козловский просел детские к отроческие годы, он впервые услышал народные поэтические колядки и веснянки. Ребенок жадно впитывал в себя напевы, раскрывавшие перед ним новый, богатый мир чувств. Безрадостная, тяжелая крестьянская жизнь забывалась, крылатая фантазия уносила мальчика далеко. В степи ли, в поле, в ночном, когда на опушке леса, стреножив лошадей, он мечтал, лежа на влажной от росы земле, ему казалось, что поет все вокруг: деревья, листья и даже звезды, облака...

Мелодии были диковинные, они легко возникали и незаметно исчезали, словно таяли. Ваня еще не знал, что человек может стать артистом-певцом. Но ему нравилось, как косари с песнями возвращались с работы, кик жницы в минуту отдыха заводили песню. Казалось, песня возвращает им силы. И еще больше хотелось проникнуть и душу этих кудесниц-песен, даже печалью своей оживлявших сердца. Мальчику минул восьмой год, Со сверстниками своими он часто устраивал всевозможные игры. Наблюдая хороводы старших, предложил и детям водить хороводы. А там и хор ребятишки организовали. И, разумеется, запевалой стал Ваня Козловский. Он знал много песен. Никто Ваню не учил, но природа щедро наградила его слухом и музыкальностью. Постепенно песни мальчика стали пользоваться признанием окружающих. Взрослые принимали его в свой круг. Он «заводил» песню. Но никому и в голову не приходило, что ему следует учиться музыке, что простой крестьянский сын может стать певцом-профессионалом. Ваню отдали в Киевское духовное училище. Двенадцатилетний мальчик усердно зубрил уроки — отвечать нужно было наизусть. Думать не приучали: следили только за внешним прилежанием и богобоязненным поведением. Всё это не удовлетворяло талантливого, живого подростка, и он потихоньку от взрослых жадно читал художественную литературу, ночи напролет просиживал над историческими романами, над полюбившимися ему стихами Пушкина. Страсть к книгам была единственной соперницей любви к музыке, к песне. Голос у мальчика в это время, «сломавшись», из звонкого и густого альта стал неопределенным, близким к басу, а к семнадцати годам неожиданно превратился в нежный, легко и плавно льющийся тенор. Это превращение поразило прежде всего самого юношу. Не верилось, что голос уже установился. Все ждали, каким он будет дальше. Между тем, смутно возникали новые мечты: учиться музыке, пению. Но не было средств, не было перспектив.

Только после Великой Октябрьской революции Козловский смог осуществить эти мечты. В 1917 году он поступил в музыкально-драматический техникум имени известного украинского композитора Лысенко. Козловскому посчастливилось попасть в класс замечательной преподавательницы пения — профессора Муравьевой, которая уже в те годы пользовалась непререкаемым авторитетом и большой популярностью как один из лучших вокальных специалистов. Умный и чуткий педагог, Елена Александровна индивидуально подходила к каждому ученику. Сразу заметив выдающиеся природные данные Козловского, она вселила в робкого, но самолюбивого юношу уверенность в правильности избранного им пути. Елена Александровна часто говорила о своем ученике: «У Вани от природы поставленный голос, совершенно свободное, без малейшей натуги, дыхание, великолепно развитая диафрагма». Муравьева настолько искусно вела своего питомца, что скоро он почувствовал, как развивается и крепнет его нежный голос. Наряду с привычными любимыми украинскими народными песнями Козловский начал петь романсы, оперные арии, благодаря вполне естественному (свободному) дыханию и самой природой поставленному голосу молодой певец делал поразительные успехи. Муравьева имела все основания быть довольной восприимчивостью и способностями ученика. Средства к жизни юноша добывал, выступая в хоре Троицкого народного дома. Хор этот, руководимый опытным музыкантом, дирижером Кошицем, пользовался в Киеве большой популярностью. Козловский, улавливавший требования дирижера, быстро снискал его расположение.

Веселый, никогда не унывающий, он летал с репетиции на уроки, с уроков на выступления. Научившись петь легко, не форсируя голоса, юный певец понапрасну не тратил звука, но, когда надо было, в запеве, вдруг обнаруживал необыкновенную силу голоса. Козловский еще не мечтал о карьере оперного певца-профессионала, но уже хотелось пробовать свои силы, и, тайком от Муравьевой, Иван Семенович приготовил с концертмейстером партию Фауста из оперы Гуно, партии Петра и Андрея из украинских народных опер «Наталка -Полтавка» и «Запорожец за Дунаем», с юных лет бывших у него на слуху. Муравьева, увидев, как быстро справляется Козловский с учебными заданиями, по его просьбе прошла с ним арии из «Фауста». Метод Муравьевой был замечателен тем, что весь учебный процесс она под чиняла общеэстетическим заданиям: обучая молодого певца сознательно владеть своими техническими ресурсами, она не превращала технику звукоизвлечения в самоцель, хотя и доводила ее до возможного совершенства.

Продолжение...