Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческая жизнь Георгия Нэлеппа

НэлеппУчился я в консерватории успешно. После первого же экзамена ко мне подошел А. К. Глазунов, по-отечески обнял меня и поцеловал: — Я не ошибся в вас, — сказал он со своей мягкой улыбкой.— Будете певцом!..» Еще будучи студентом консерватории, Нэлепп пошел на пробу в Ленинградский театр оперы и балета и в 1929 году был принят в труппу. В течение пятнадцати лет он пел на сцене этого замечательного театра, с которым связаны многие выдающиеся достижения русского музыкально-сценического искусства, приобрел высокую культуру оперного певца. Здесь он исполнил многие ведущие партии классического и советского репертуара. Слушатели оценили звучный, прекрасного тембра лирико-драматический тенор молодого певца, его незаурядное сценическое дарование и мастерство.

В 1944 году Нэлепп перешел на сцену Большого театра в Москве, где с увлечением продолжал свою артистическую деятельность. Артист отличался не только редкой музыкальностью, облегчавшей ему работу над оперными партиями, но и удивительной трудоспособностью и требовательностью к себе. Достаточно сказать, что на протяжении четверти века артистической деятельности он исполнил около пятидесяти самых разнообразных ролей, приняв участие в 1 580 спектаклях. В его репертуар входили партии Собинина, Самозванца, Василия Голицына, Германа, Ленского, Вакулы, Садко, Гвидона, Флорестана, Хозе, Радамеса, Йонтека, Енцка и многие другие. Высокий уровень исполнения всех этих ролей позволяет отнести Нэлеппа к числу лучших советских оперных певцов.

НэлеппОсобо должна быть отмечена его плодотворная работа над оперными произведениями советских композиторов. Он спел партии Чапаева и Архипа в «Черном Яре» Пащенко, Матюшенко в «Броненосце Потемкине» Чишко, Щорса в одноименной опере Фарди, Леньку в опере Хренникова «В бурю», Xлопушу в «Емельяне Пугачеве» Коваля. Одним из творческих успехов артиста явился созданный им в опере «Броненосец Потемкин» образ матроса Матюшенко.

Особенно трудно было показать перерождение Матюшенко из бунтаря-анархиста в организатора и вожака революционного восстания. Но уже в первой картине оперы, изображающей матросскую сходку, Нэлепп нашел нужные штрихи. Сдержанно, без излишней аффектации раскрывал происходящую в матросе перемену, о которой свидетельствовали не только его слова и сценическое поведение, но и волевая насыщенность его голоса.

Здесь певцу оказало большую услугу великолепное знание жизни. Воспоминания эпохи гражданской войны помогли ему правдиво воссоздать этот волевой образ русского матроса, весь облик которого перекликался с чертами простых людей, участников революционных боев в первые годы существования Советского государства.

Михаил Иванович Калинин, вручая в 1947 году ордена артистам Большого театра, говорил им о необходимости создавать полноценные образы наших современников. Это была самая заветная мечта артиста. «Более четверти века я пою на оперной сцене, — говорил он, — многие партии исполнены мною, но ни одного сколько-нибудь выдающегося образа современного советского человека мне не удалось создать, хотя я всей душой стремлюсь к этому».

Нэлепп был настоящим русским певцом, влюбленным в русскую народную песню, воспитанным в традициях русской вокальной школы и оперной культуры и успешно развивающим эти традиции. Исполняя произведения великих отечественных композиторов, он всегда чувствовал связь их творчества с народными истоками, — отсюда и широкая «распевность», так пленявшая в вокальном искусстве Нэлеппа. Вместе с тем, артист блестяще справлялся и с труднейшими партиями западноевропейских классических опер. С большим подъемом и увлечением пел он Рауля в «Гугенотах», Хозе в «Кармен», Радамеса в «Аиде», Флорестана в «Фиделио».

Среди последних работ Нэлеппа нужно отметить талантливое исполнение роли Каховского в опере Шапорина «Декабристы». Безупречно спев вокальную партию, артист подчеркнул, вместе с тем, пылкость и благородство декабриста, раскрыл его «души прекрасные порывы». Нэлепп с неизменным успехом гастролировал на оперных сценах Ленинграда, Горького, Перми, Свердловска и Одессы. В 1948 году он побывал в Чехословакии, участвовал там во многих концертах и выступил в роли Германа на сцене Пражского национального театра. Большая и плодотворная творческая работа артиста была высоко оценена правительством. Он был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», а также медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.». 18 июня 1951 года Георгий Михайлович Нэлепп скончался в расцвете своих творческих сил.