Бесценное наследие (продолжение)
В дни, предшествовавшие дебюту молодой танцовщицы, не было такой «мелочи», на которую Уланова не обратила бы самого пристального внимания. Когда пришло время померить костюм, Уланова вместе с дебютанткой отправилась в производственные мастерские театра. Она проверяла каждую деталь платья с такой же заботливостью, с какой мать выбирает подвенечный наряд для своей дочери.
А когда наступил день дебюта, трудно было сказать, кто больше волнуется — Максимова или Уланова. Это напоминало мне рассказ Улановой о ее собственном дебюте в балете «Лебединое озеро»:
— Никакое мое волнение не могло сравниться с тем, что переживала за меня моя мать. Она мучилась вдвойне — и как мать, и как мой педагог, который очень хорошо знал и трудности каждого сложного движения и мои слабости... И вот представьте себе, что должна была чувствовать она в третьем акте, когда мне надо было сделать одно из самых сложных движений — тридцать два фуэтте. Мама не в силах была усидеть на месте от страха и волнения за меня: она вышла из ложи и стала молиться, чтобы все сошло благополучно... И на каждом дебюте, даже на каждом рядовом спектакле, когда мне предстояло какое-нибудь технически замысловатое движение, мама теряла самообладание: она беспомощно втягивала голову в плечи, закрывала лицо руками и только сквозь пальцы, одним глазом, смотрела на сцену.
— Трудно запомнить все, что было... — рассказывала мне позднее Максимова о своем первом выступлении в «Жизели». — Но мне никогда не забыть заботу Улановой. Она не пошла в ложу. Во время действия Галина Сергеевна стояла за кулисами и каждый раз, когда мне нужно было выйти на сцену, она подбадривала меня, а после спектакля поздравила. Я думаю, что это был самый счастливый момент в моей жизни.
Иллюстрации из книги: