Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Дни с Улановой. Часть 32

Семена и всходы (продолжение)

В тоне ее выступления не было и намека на то, что она обращается к детской аудитории. Только позднее, перечитывая свои записи, я понял: она говорила так, чтобы каждому ребенку был понятен ее рассказ.

Она начала со своего детства:

— Если кто-нибудь, когда я была маленькой, задавал мне обычный вопрос: «Кем ты хочешь быть?» — я отвечала, не задумываясь: «Мальчиком». И иногда добавляла: «Моряком». Дети дружно рассмеялись.

— Я любила мальчишеские игры, — продолжала она, — и почти все мои друзья

были мальчики. Лес, где мы играли, превращался в моем воображении в непроходимые джунгли, а мальчики — в моих верных спутников в неведомой, таинственной стране. Желание Улановой быть мальчиком родилось под влиянием ее отца, страстного охотника и рыболова, горячо любившего природу.

— Глядя на отца, — говорила Уланова, — мне казалось, что мальчиком быть лучше. Уже учась в хореографической школе, я увлекалась мужскими партиями, знала приемы поддержки. И даже на сцене не раз играла мальчиков, чем была очень довольна...

В более серьезном тоне говорит Уланова о своей матери, которая, бесспорно, оказала решающее влияние на артистическое будущее дочери. Мать была и ее первым учителем и лучшим примером отношения балерины к своей профессии. Она же была для нее самым большим авторитетом в искусстве балета.

— Нелегко было мне учиться танцевать, — рассказывает Уланова детям. И заметив выражение недоверия на лицах юных слушателей, добавляет: — Да, у меня были очень слабые ноги...

При этих словах в зале раздались возгласы изумления.

А Уланова продолжала:

— Трудно приходилось в школе. Беспрерывная работа... Нескончаемые упражнения у станка... Шли годы. Я становилась взрослой. И летом мне так хотелось хоть на некоторое время оставить станок и вместе с моими подругами поплавать в озере или погрести. Но найдя в себе силы побороть это желание, я испытывала большое счастье, гордилась тем, что не нарушила свой долг. Я понимала, что веселиться с друзьями я имею право только после работы... Да, балерина должна неустанно трудиться. Дети слушали Уланову, затаив дыхание.

— Всегда помните: то, что иногда представляется вам на первый взгляд мелочью, незначительной деталью, должно быть выполнено с такой же тщательностью, как любое дело, которое вы считаете для себя важным и нужным. Чем бы вы ни занимались — танцевали, пели или учили уроки, — все старайтесь делать как можно лучше. Никогда не довольствуйтесь достигнутым. И я все еще тружусь изо всех сил. И мне надо еще многому научиться. Конечно, одного труда мало. В жизни много прекрасного, нужно лишь искать и находить его.

Нужно стараться создавать прекрасное. Вы должны не только без устали трудиться, но и творить, напрягая свой ум и воображение. Тогда вы увидите, что жизнь становится все интересней и радостней. Тогда вы достигнете того, чего хотите...

Иллюстрации из книги:

— Трудно приходилось в школе. Беспрерывная работа... Нескончаемые упражнения у станка...

Нелегко было мне учиться танцевать, — рассказывает Уланова детям. И заметив выражение недоверия на лицах юных слушателей, добавляет: — Да, у меня были очень слабые ноги... Нелегко было мне учиться танцевать, — рассказывает Уланова детям. И заметив выражение недоверия на лицах юных слушателей, добавляет: — Да, у меня были очень слабые ноги...23

Часть 31, Часть 32, Часть 33, ...