Наука жизни (продолжение)
Однажды я узнал, что Уланова должна встретиться с министром культуры.
Встреча произошла в здании министерства, в просторном кабинете Е. А. Фурцевой.
Я попросил разрешения у Екатерины Алексеевны Фурцевой сфотографировать эту встречу. Фурцева возражала, хотя проявляла живой интерес к книге об Улановой.
— Вы ведь пишете об Улановой, — говорила Фурцева.— Возможно, моя фотография в книге будет неуместной...
Уступив моим настоятельным просьбам, она наконец дала согласие.
Беседа, продолжавшаяся целый час, касалась главным образом преподавания хореографии. Уланова говорила о том, что некоторые выдающиеся педагоги, такие, например, как Асаф Мессерер, находятся сейчас за границей, помогая создавать балетные школы в других странах.
— Наши поездки за границу и наши контакты с другими странами, — сказала Уланова, — показывают, что там учатся у русской балетной школы. В то же время и нам можно кое-чему научиться у наших зарубежных коллег.
Уланова редко присутствует на приемах и других официальных встречах. Но как-то раз ей довелось быть на приеме, устроенном в честь американского финансиста и мецената Роберта В. Даулинга, который горячо выступает за расширение американо-советских культурных связей.
Как только Уланова появилась в зале, этот человек кипучей энергии и самых разносторонних интересов отвел ее в сторону и начал излагать ей одну из своих последних идей. Он спросил ее, не станет ли она возражать, если в Америке будет сделан фильм, основой для которого послужат мои фотографии. С помощью Тамары Мамедовой, которая одно время была культурным атташе советского посольства в США, а в данный момент взяла на себя миссию переводчицы, Даулинг с воодушевлением принялся рассказывать, каким ему представляется этот фильм. Увлекшись, он не заметил, что его предложение произвело неблагоприятное впечатление на Уланову. Когда Даулинг наконец умолк, она повернулась ко мне и сказала:
— Вы еще не закончили книгу, а уже толкуете о фильме! Делайте уж что-нибудь одно. Во всяком случае, я против этой затеи. Такой фильм был бы абсолютно статичным.
Я заверил ее, что в настоящий момент желаю только одного — поскорее закончить книгу и что мысль о фильме целиком принадлежит Даулингу. И в то время, как он продолжал расписывать достоинства своего проекта, а Уланова — опровергать его, я отошел на несколько шагов, чтобы сфотографировать их. Как раз в этот момент к ним подошли инициатор встречи Н. В. Попова и известный советский кинорежиссер Сергей Герасимов. Он подтвердил, что из фотографий можно сделать фильм, чем очаровал Даулинга. Однако им обоим лишь с большим трудом удалось убедить в этом Уланову.
Иллюстрации из книги: