Наука жизни
Танец — это не только интерпретация
или абстракция жизни; это сама жизнь.
ХЭВЛОК ЭЛЛИС
Для Улановой красота танца — это выражение красоты самой жизни, и создание одного требует познания другого.
— Художник должен любить и уметь наблюдать жизнь, — говорит она,— уметь видеть ее бесконечное многообразие, присматриваться не только к обыденному, не только к изнанке жизни, но и ко всему свет-лому и прекрасному, ко всему, что необходимо для его плодотворной работы.
Нет ничего более чуждого Улановой, чем мнение о танцах, подобное высказанному одним современным писателем: «Балерины — это высокоспециализированная порода, тщательно отобранная и выведенная для редкой и искусственной цели... все остальное в мире не имеет для них никакого значения».
А вот что пишет Уланова: «Работа артистки не только физическая. Что бы ни делала балерина, во всем непременно участвует ее интеллект... Художник должен интересоваться любым проявлением жизни, неустанно накапливать знания и применять их в своем искусстве. Только постигая науку жизни, он будет мыслить творчески, смело и свободно».
Было время, когда врожденная застенчивость и робость мешали ей работать, стояли между ней и внешним миром. Вспоминая о годах своей юности, она говорит:
— Очень энергичные и сильные люди действовали на меня подавляюще. Вначале я даже избегала их. Но позднее я поняла, что влияние этих людей помогло мне, научило по-другому относиться к жизни и к своему труду.
Сегодня искусство и внешний мир — одно неразрывное целое для Улановой.
Уланова живет на девятом этаже высотного здания. Из окон ее квартиры, выходящих на Москву-реку, видны бесчисленные дома раскинувшегося города, а еще далее — сверкающие на солнце тонкие верхушки кремлевских башен.
Каждое утро, около половины десятого, Уланова выходит из дому, и всегда ее путь лежит в одном и том же направлении — к Большому театру.