Магическое слово
Какою ты стихией порожден?
Все по одной отбрасывают тени,
А за тобою вьется миллион
Твоих теней, подобий, отражений…
ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР
Если музыку называют всеобщим языком человечества, то ее зримым выражением является танец.
— Сделать музыку зримой — задача танцовщицы,—говорит Уланова.— Танец — это музыка, воплощенная в движениях.
В этой метаморфозе танец обретает свой собственный язык, и его молчание начинает говорить с возвышенным красноречием.
Уланова совершенно серьезно считает танец специфическим языком, средством общения. Оговариваясь, что эту аналогию нельзя понимать буквально, она замечает:
— Подобно тому, как из букв складываются слова, а из слов — фразы, так из отдельных движений складываются «слова» и «фразы» танца, составляющие поэзию хореографического повествования.
Уланова считает, что для человеческого прогресса язык танца имеет не меньшее значение, чем живое слово.
— Он может быть необычайно разнообразен,— говорит она,— Он может и должен развиваться, как развивается живая человеческая речь, которая обогащается и "видоизменяется с течением времени, с развитием общества, с обновлением социальной и духовной жизни народа. В то же время его функция состоит в том, чтобы выражать глубокую, неподдельную правду.
— Мой труд имеет для меня цену только потому, — говорит Уланова,— что я уверена: языком балета можно сказать нечто важное, большую и нужную правду о том прекрасном, что живет в человеческом сердце.
Язык танца Улановой — прекрасное поэтическое творение. Он понятен не только искушенным эстетам, но и простым людям труда, ибо искусство Улановой обращено к человеческим сердцам. Ее танец — заповедь жизни и песнь самой жизни. Она принесла в балет не только красоту движений, но и красоту Человека.
Перевод С. Маршака.
Иллюстрации из книги: