Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Дни с Улановой. Часть 10

Талант - это труд (продолжение)

Для меня лично ежедневные занятия Улановой были неиссякаемым источником удивления (факт, который, кстати сказать, немало поражал ее). Ее классные занятия можно было, несомненно, признать, по ее же собственному выражению, «изнурительной работой». Но в то же время они носили характер увлекательного творчества. Эстетическое было неразрывно связано с аскетическим. Самым строгим упражнениям она придавала непередаваемую прелесть. Многие недели я наблюдал ее занятия и не могу припомнить ни одного небрежного жеста. Даже во время отдыха положение ее тела отличалось необычайной грациозностью, как будто инстинктивно стремилось к прекрасному.

С момента появления Улановой в классе и до конца занятий чувствовалось, что она трудится с неослабным вниманием. Какие бы упражнения она ни выполняла — простые или сложные,— в те минуты они имели для нее первостепенное значение. Она была так внутренне собрана и занималась с такой тщательностью, будто от этих упражнений зависело все.

Каждый из артистов балета, занимавшихся в этом классе, обычно с сердечной приветливостью встречал посетителей; иногда артисты даже вступали с ними в разговор во время перерывов. Но я никогда не видел, чтобы Уланова отвлекалась от занятий ради друга или знакомого, которые иногда заходили в класс. Кивком головы она как бы давала им понять, что знает об их присутствии. Но и только. Она не подходила к ним обычно до тех пор, пока занятия не кончались. Иногда в промежутках между упражнениями она стояла где-нибудь в сторонке, беседуя со своими коллегами. Но всегда чувствовалось: если разговор не имел прямого отношения к текущей работе, такого рода любезность требовала от нее заметного усилия.

Во время занятий у станка и на середине зала ее лицо было напряженным и строгим; такого выражения лица мне не приходилось наблюдать ни у одной балерины, или, пожалуй, ни у одной взрослой балерины. Как ни странно, нечто похожее я замечал у воспитанниц хореографического училища Большого театра. Быть может, это означало, что, несмотря на многолетний труд, Уланова не утратила целомудренную страстность и священное рвение, то всепоглощающее чувство изумления перед каждым новым открытием, какое испытывает ребенок, видя в озаренной солнцем мошке целый мир.

Иллюстрации из книги:

Уланова на репетиции

Выступление примы

Часть 9, Часть 10, Часть 11, ...