Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Дни с Улановой. Предисловие

Уланова

Автор произведения «Дни с Улановой» Альберт Кан — широко известный американский журналист и публицист. Покоренный талантом советской балерины Галины Улановой во время гастролей Большого театра в США, он решил передать свое восхищение замечательной актрисой посредством фоторассказа о ней. Для этого он неоднократно посещал Советский Союз и провел много дней в Большом театре и там, где мог встретить актрису. В результате напряженной творческой работы Альберту Кану удалось создать большой фоторассказ о Г. С. Улановой.

Его произведение, названное им «Дни с Улановой», впервые было издано в Англии, а затем в США. Оно приобрело за рубежом большую популярность. С переводам этого произведения Издательство иностранной литературы знакомит и советских читателей. В нем читатель найдет восторженные отзывы американского журналиста о Галине Улановой, выражающие симпатии к ней и ее мастерству со стороны широкой зарубежной общественности. Альберт Кан не искусствовед. Он не ставил перед собой задачи проанализировать искусство балета и искусство его талантливой представительницы Галины Улановой. Он сделал умелый подбор динамических фото, раскрывающих мастерство балерины. Фотоальбом он сопроводил своим рассказом, рассказом журналиста о днях, проведенных с Улановой. Этот рассказ автор написал в США. С ним Г. С. Уланова, очевидно, впервые ознакомится лишь в русском переводе. Возможно, автор излагает некоторые эпизоды, высказывания Улановой в своей свободной интерпретации, но основной смысл его правдивого повествования от этого не меняется. Советский читатель воспримет рассказ Альберта Кана о Галине Улановой как искреннее и душевное признание ее заслуг в области балета, как свидетельство того высокого уважения, которое питают к советскому искусству его многочисленные почитатели за рубежом. Внимание советского читателя особо привлекут яркие фото, сделанные самим Альбертом Капом.

 

Предисловие

Мне посчастливилось на протяжении почти сорока лет смотреть балетные спектакли во всех странах мира и обсуждать их с лучшими знатоками танцевального искусства. Но мне кажется, что все эти годы были лишь подготовкой к тем нескольким мимолетным мгновениям, когда я увидел Уланову. Теперь благодаря книге Альберта Кана эти мгновения продлены и представляются мне еще более впечатляющими.

Воспоминания  об  Улановой,   искусство которой — частица самой жизни, обогатили весь мой предыдущий опыт.   Для   меня она не только чудо сцены, но и триумф человеческого духа. Если Павлова прекрасно сознавала свою власть над публикой и могла играть на ее чувствах, как на послушном инструменте, то Уланова   все   время пребывает в созданном ею мире, в который имеем счастье заглянуть и мы.    Она    настолько сливается с образом, что окружающее перестает для нее существовать. Балерина становится художником большой жизненной правды. Когда Уланова выходит на аплодисменты, кажется, что она возвращается откуда-то издалека и шум оваций для нее, как и для некоторых наиболее восприимчивых      зрителей,  —  неприятное вторжение. В первый момент   этот   благодарственный шум воспринимается как нечто совершенно неуместное.

Посвятив себя  балету,  который иногда называют самым утонченным,  стилизованным и искусственным театральным жанром, Уланова вернула танцу его первозданную красоту   и  очарование.   Я  разговаривал   с Улановой об ее искусстве — у нее исключительно ясный и острый ум. Создается впечатление, что она могла бы преуспеть на любом поприще искусства, и это раскрывает тайну превращения балерины в художника, притом в превосходного художника.

Ярче всего проявляется ее характер на занятиях с молодыми балеринами. Она начинает с подробных теоретических объяснений, не показывая в деталях всего танца, чтобы не навязывать собственную интерпретацию. Своими горячими симпатиями к начинающим балеринам она вдохновляет их танец. Я вовсе не хочу сказать, что это гипноз. Нет, ее ученицы нисколько не похожи на послушных автоматов. Она вдохновляет их, великодушно отдавая им весь свой опыт и отнюдь не командуя ими.

Красота Улановой — это красота ее души и интеллекта, ее настоящее благородство, не имеющее ничего общего с обычными классическими канонами. Это истинно русская красота, красота Пушкина и Толстого. Альберту Кану пришлось наблюдать Уланову длительное время и в самой различной обстановке. Он так часто общался с нею, что она перестала замечать его. И вот появился подробный фоторассказ о ее не-обыкновенной жизни. На страницах этой книги предстает подлинная Уланова, какую могли видеть лишь немногие, близкие ей люди. Эта книга не только будит воспоминания, как подчеркивает автор, но и показывает те стороны искусства и жизни Улановой, которые многим не были известны. В этом ценность книги Альберта Кана.

Арнольд Л. Хаскелл

Часть 1, ...