Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Биография Галины Белоусовой-Шевченко

Галина Белоусова-ШевченкоС огромным рвением и любовью занимается она пением и теоретическими предметами; как отличница получает персональную стипендию. В 1938 году молодая певица поступила в Московскую консерваторию, где до 1941 года продолжала занятия у проф. Е. А. Милькович. Во время войны ее семья эвакуировалась в Уфу. Белоусова-Шевченко поступила в Башкирскую филармонию, принимала участие в концертах как в городе, так и в районных центрах, а главное — в воинских частях и госпиталях. После двух лет концертной деятельности артистка была приглашена в Государственный театр оперы и балета (Уфа), где тщательно подготовила партию Джильды в опере Верди «Риголетто» — свою первую сценическую роль. Но выступать пришлось немного — после двух успешных спектаклей Белоусова-Шевченко получила вызов из Москвы.

Любимые роли артистки

В 1944 году певица вернулась в консерваторию к своему профессору и в тот же год была по конкурсу принята в оперную труппу Большого театра. Таким образом, будучи на четвертом и пятом курсах консерватории, Белоусова-Шевченко уже выступала в Большом театре. Большая нагрузка не помешала ей прекрасно продолжать и завершить занятия в консерватории, где в эти годы она была Сталинской стипендиаткой. Первой вокальной партией в Большом театре была снова Джильда. Как вспоминает артистка, эта партия стоила ей огромного напряженного труда, но зато и сделалась впоследствии одной из самых любимых. Артистку привлекала человечность, глубина этого образа, сила самопожертвования Джильды; чудесная музыка Верди давала очень много и для работы над исполнением, над усовершенствованием голоса и для создания глубоко психологического образа юной дочери Риголетто.

До сих пор, хотя прошло уже шесть лет, Белоусова-Шевченко с той же любовью выступает в этой роли. Ее исполнение значительно усовершенствовалось за протекшее время; некоторая чрезмерная сдержанность, холодноватость, которые наблюдались в первое время ее работы, постепенно уступают место сценической свободе, глубокому внутреннему вживанию в образ. Равно удаются артистке и светлая лирическая сцена с герцогом во втором действии, переходящая в известную поэтичную арию, полную юного, свежего чувства, — и драматически-скорбная сцена из третьего действия (ария «В храм я вошла смиренно» и взволнованный, напряженный дуэт с Риголетто ). Необыкновенно свежий, чистый голос певицы великолепно гармонирует с образом Джильды, полным глубокого, чистого и самоотверженного чувства.

Одной из наиболее удачных ролей Белоусовой-Шевченко была Марих в классической грузинской опере «Абесалом и Этери». Выразительность, сочность музыки Палиашвили, пронизанной интонациями и ритмами грузинских народных песен и танцев, с большой художественной силой сказалась и в обрисовке колоритного образа Марих, сестры Абесалома, жизнерадостной, веселой девушки. Белоусова-Шевченко сумела почувствовать всю прелесть этого образа и исполняла свою партию с необыкновенной рельефностью и живостью. Радостно, с большим блеском пела она песню Марих на пиру во время свадьбы Абесалома и Этери.

Очень любит артистка партию Марфы в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Тонкий и нежный образ юной русской красавицы она рисует с трогательной простотой и естественностью; внешность и голос Белоусовой-Шевченко удивительно подходят для роли Марфы, в которой она неизменно пользуется большим успехом. После ряда чисто лирических партий (Бригитта в «Иоланте», Панночка в «Майской ночи» и др.) Белоусова-Шевченко получила роль Людмилы в опере Глинки «Руслан и Людмила» (постановка 1948 г.).

В роли Людмилы

Что может быть благодарнее, увлекательнее и дороже сердцу талантливой русской артистки, чем глинкинские оперы? Их исполнение обогащает певицу, умеющую вникнуть в дух «сказаний старины глубокой», передать своеобразие и тонкую душевную красоту прекрасной русской девушки — будь то Антонида или Людмила. Но Людмила — образ сказочный, а потому особенно нежный и поэтичный, далекий от всего бытового, будничного. И в то же время, как всегда в русских сказках, Людмила — живая русская девушка, прелестная и кокетливая в первом действии, мужественно переносящая горе, тоскующая о родине и близких в четвертом действии и вся искрящаяся счастьем, устремленная навстречу Руслану в заключительной сцене оперы. Поэтому исполнительнице ее нельзя забывать и реальных человеческих черт этого образа, нужно умело найти равновесие между сказкой и былью. Именно это равновесие счастливо нашла Белоусова-Шевченко.

Настоящая русская красавица, высокая, стройная, царственно-величественная, с правильным, благородным лицом, она появляется одновременно и прекрасной сказочной княжной, и живой, сердечной девушкой, искренней в своем большом чувстве к Руслану и немного насмешливой, лукавой в обращении к отвергнутым женихам. Вполне свободно, непринужденно и грациозно исполняет Белоусова-Шевченко всю большую, необыкновенно сложную для певицы сцену Людмилы в первом действии оперы, нежно и проникновенно звучит ее вторая ария — в плену у Черномора: «Ах ты, доля, долюшка». Ее чистый, легкий, удивительно красивого, серебристого тембра голос раскрывает в этой партии все свои возможности.

Вот уже два года, как Белоусова-Шевченко выступает в роли Людмилы, создавая пленительный, яркий образ, но артистка далеко не успокоилась на достигнутом, продолжая упорно совершенствовать эту сложнейшую партию, стремясь к лучшему, достойному исполнению бессмертного творения Глинки. Одна из самых интересных партий Белоусовой-Шевченко — Зофья в опере «Галька» Монюшко — заставляет вспомнить слова Станиславского о том, что нет маленьких ролей, бывают только маленькие актеры. И действительно, в небольшой роли Зофьи талантливая артистка создает яркий, впечатляющий образ. Остро подчеркивает певица внутреннюю беспечность, эгоизм Зофьи, особенно в последнем действии, когда она с изумлением и испугом смотрит на несчастную Гальку, не желая понять столь очевидной причины ее страданий.

Летом 1950 года Белоусова-Шевченко совершила концертную поездку по Уралу и Сибири, где, выступая перед самыми разнообразными аудиториями, успешно исполняла романсы, народные песни (русские и украинские) и оперные арии. Энергичная, настойчивая, трудолюбивая, Белоусова-Шевченко, постоянно совершенствуя свое мастерство, стремится повысить и свой идейный уровень. Недавно она закончила университет марксизма-ленинизма, из года в год работает агитатором. В настоящее время артистка готовит партии Дуни в опере «Морозко» Красева и Виолетты в опере Верди «Травиата».