Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Жизнь и творчество

Когда началась Великая Отечественная война, молодая певица с концертной бригадой выехала на фронт, где провела около двух месяцев, выступая перед бойцами и офицерами Советской Армии. Затем с основным коллективом театра артистка эвакуировалась в город Куйбышев.
Первой работой в Большом театре была для Шумиловой интересная и новая роль мальчика Джемми в опере Россини «Вильгельм Телль», постановка которой была осуществлена в Куйбышеве. Образ Джемми — сына народного вождя Вильгельма Телля, маленького патриота, готового бесстрашно встретить смерть, очень увлек артистку, и она с большим воодушевлением работала над вокальным и сценическим его разрешением. Ей хотелось показать энергию и мужество мальчика, подчеркнуть, что Джемми — достойный сын Вильгельма Телля, способный отстоять и продолжить впоследствии дело своего отца.
Поэтому особенно ярко проводила она ту знаменитую сцену, где по приказанию австрийского наместника Вильгельм Телль должен пронзить стрелой яблоко, поставленное на голову Джемми.
Большим художественным достижением Шумиловой была партия Ольги в опере Римского-Корсакова «Псковитянка», исполненная артисткой с большой задушевностью и мягкостью. Ольга у Римского-Корсакова — один из самых чистых, кротких и нежных девичьих образов, пленяющих своей душевной красотой. Трагический конфликт между ее родным «вольным городом» Псковом и царем Иваном Грозным, в котором Ольга сердцем угадала своего отца, приводит ее к гибели. Е. Шумилова всей душой полюбила нежный облик Ольги-псковитянки и нашла очень светлые и выразительные краски для передачи ее переживаний. Особенно сильное впечатление производила ее первая встреча с Иваном Грозным; простыми, теплыми словами, полными ласки и привета, Ольга обезоруживает царя и, сама того не подозревая, спасает свой родной город от суровой кары.
Татьяна в опере «Евгений Онегин»—первая партия Шумиловой в Большом театре, в которой она с успехом продолжает выступать и теперь. Образ Татьяны был с детства близок и дорог артистке.
«Мне хочется донести до зрителя этот прекрасный образ во всей его полноте и соответствии пушкинскому замыслу,— говорит артистка.— Особенно хочется подчеркнуть любовь Татьяны ко всему русскому, к «заветам русской старины», ее отвращение к пышности, постылой мишуре света» (газета «Советский артист», 1949).
Татьяна у Шумиловой скромна и естественна во всем: и когда она тихо, стараясь побороть робость, поддерживает «светскую беседу» с Онегиным, отвечая на его равнодушные вопросы о деревенской жизни (первая картина), и когда она, неловкая от смущения, принимает поздравления от комичного француза Трике (бал у Лариных, четвертая картина), и когда, сидя у камина, она сквозь слезы читает страстное послание Онегина и вспоминает далекое прошлое. Сдержанная, углубленная в себя при посторонних, она во всей своей красоте раскрывается в сцене письма, обращаясь к Онегину (вернее, даже не к нему, а к тому идеальному герою, которого она создала в своих мечтах, в своем романтическом воображении) со страстным призывом:
Вообрази, я здесь одна.
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Интересна в исполнении Шумиловой партия Даши в опере «Вражья сила» Серова. Вся жизнь Даши заключалась в любимом муже и, узнав, что он полюбил другую, она готова пожертвовать собой для его счастья. Эту драму простой и чистой сердцем русской женщины артистка передавала серьезно и сдержанно, подчеркивая глубину и задушевность своей героини.
Сильно отличается от Даши образ юной чешской крестьянки Маженки, в роли которой Шумилова выступила в опере Сметаны «Проданная невеста». Хотя и здесь, верная своему дарованию, Шумилова сильнее выделяет лирические эпизоды и акцентирует драматическую сцену, в которой Маженка узнает о мнимой «продаже» ее Еником, но ей удаются и комедийные моменты, особенно—забавная сцена одурачивания заики Вашека. Комедийность у Шумиловой очень мягкая, окрашенная также в лирические тона. Играя в Маженке девушку из народа, живую и бойкую чешскую крестьянку, Шумилова старается раскрыть зрителю, в первую очередь, ее душевный мир, заставить поверить в глубину и серьезность ее переживаний.
За исполнение этой роли артистка Шумилова, в числе других лучших исполнителей спектакля, была удостоена Сталинской премии.
В конце 1949 года артистка после тщательной, серьезной работы выступила в новой постановке оперы Монюшко «Галька». Большой и яркий при всей мягкости голос Шумиловой приобрел в этой партии новую окраску и новую звучность. Без малейшего напряжения исполняет она такие драматические, сильные сцены, как отчаяние Гальки во втором акте, как «прозрение» ее в заключительной сцене, когда она шлет проклятия обманувшему ее пану Янушу. С другой стороны, мягко и свежо звучит ее голос в лирических моментах — песня в саду сгольника (первый акт), большая ария тоскующей Гальки в начале второго акта. Сценически Галька — Шумилова правдива и привлекательна. Убедительно передает она постепенное развитие Гальки от простодушия и доверчивости в первой сцене с Янушем, через бурное отчаяние во втором действии, — к полному безумию, жалкому бреду при возвращении в родную деревню. Но особенно сильно и глубоко исполняет Шумилова всю последнюю сцену Гальки, когда, очнувшись от безумия, она приходит в себя и понимает гнусный обман пана Януша.
С первых лет своей артистической деятельности Е. Шумилова с большим вниманием и любовью относится к операм советских композиторов. В Куйбышеве она разучила партии Натальи в «Тихом Доне» и Луши в «Поднятой целине» — лучших операх И. Дзержинского, затем подготовила партию Бэлы в одноименной опере Ан. Александрова (по Лермонтову); сейчас Шумилова готовит партию Елены в опере «Декабристы» Ю. Шапорина. Во время празднования 175-летия театра артистка была награждена орденом «Знак почета».
Е. Шумилова очень любит концертные выступления. Она много поет в различных концертах, дала три сольных вечера. Артистка гастролировала и за границей: летом 1945 года она побывала во многих придунайских странах (Румыния, Венгрия, Чехословакия, Австрия и др.); в 1950 году Шумилова с группой артистов концертировала в Германской Демократической Республике.