Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Елены Кругликовой

Елена КругликоваВыступая в 1937 году на Всесоюзном конкурсе исполнителей, Елена Кругликова выбрала для исполнения рассказ боярыни Веры Шелоги. Эта вещь среди певиц слыла «невыигрышной», трудной. Зачем браться за нее, когда в репертуаре лирического сопрано есть такое количество знакомых и к тому же гораздо более эффектных арий. Но молодая певица все же остановила свой выбор на этом отрывке из редко исполняемой, но поразительной по красоте и благородству одноактной оперы Римского-Корсакова. «Страстный и горестный рассказ Шелоги прозвучал у Кругликовой необычайно человечно, просто, без тени слащавого мелодраматизма. Она пела его не как традиционную оперную арию, а как взволнованный и прочувствованный, глубоко поэтический музыкальный рассказ.

Правдивость, жизненность, простота в соединении с большой музыкальностью — вот отличительные черты певицы Кругликовой». Эти строки принадлежат такому знатоку вокального искусства, как Валерия Владимировна Барсова, суждения которой о молодых певцах непременно отличаются чуткостью и проницательностью. И нужно сказать, что те черты артистического облика Кругликовой, которые отмечены в приведенном нами отзыве, развивались на протяжении всего творческого пути певицы. Кругликова создала поистине жизненно правдивый образ простой, искренней русской девушки, возвышенно-прекрасной в своей любви к людям и родной природе. Ни тени мистицизма не было у Кругликовой в данной трактовке поэтичного облика Февронии, наделенного композитором тем чудесным обаянием, которое свойственно героиням корсаковских опер. Следующим этапом на пути к овладению вокально-сценическим мастерством было исполнение Кругликовой роли Эльзы в «Лоэнгрине» Вагнера. Здесь артистка проявила и тонкое чувство стиля и многогранность своего дарования, найдя своеобразные приемы и штрихи для создания той романтической атмосферы, которая окутывает избранницу Лоэнгрина — благородную, чистую сердцем героиню древнегерманского предания.

Елена КругликоваУже в первые годы работы в Большом театре Кругликову увлекла проблема воплощения на сцене тех образов простых людей, которые появились в операх советских композиторов. Поэтому артистка так обрадовалась, когда ей была поручена роль Натальи в опере Дзержинского «Тихий Дон». Над этой ролью Кругликова работала долго и тщательно, стремясь достичь не только близкой к народнопесенному искусству выразительности пения, но и психологической правдивости в сценическом поведении своей героини. В начале оперы Наталья в исполнении Кругликовой — сердечная, любящая женщина. Но счастье, которое приносит ей любовь к Григорию, отнимает его измена, — и тяжкая скорбь прорывается в ее вопле — «Не любит он меня!..» В сцене с «разлучницей» Аксиньей (в третьем акте) Кругликова показывает, как меняется Наталья в результате этих тяжелых переживаний. Вручая Аксинье письмо с вестью о гибели Григория, она хочет отомстить ей и злорадно смотрит на Аксинью, читающую письмо. Но вот взгляд Натальи падает на больного ребенка Аксиньи — и сразу меняется облик Кругликовой, вся она полна участия и жалости к страдающему ребенку и его матери. Ей и больно, и стыдно, что она только что нанесла Аксинье еще один жестокий удар.

Много подлинной человечности внесла артистка и в свою трактовку роли Лушки в опере Дзержинского «Поднятая целина». Ее Лушка — женщина глубоко несчастная, не понятая мужем. В сцене с Давыдовым чувствуется, что она любит его, но пытается скрыть свои переживания. Его предложение идти работать в колхоз вызывает в ней взрыв негодования. Но уже через несколько минут она овладевает собой, возвращается и принимает предложение Давыдова. А затем Кругликова показывает, как преображается эта простая русская женщина, нашедшая счастье в трудовом коллективе, в настоящем большом чувстве. Облик новой русской женщины дышит искренностью и обаянием.

Из вереницы образов, созданных Еленой Дмитриевной Кругликовой, трудно выделить наиболее удачные — настолько все они правдивы и согреты подлинной любовью к человеку. В каждой героине артистка умеет найти наиболее характерные черты, которые сразу четко обрисовывают основные контуры образа. Необычайная женственность и лиричность отличают артистическое дарование певицы. Прекрасно исполнила она роль Матильды в опере «Вильгельм Телль», поставленной в Большом театре в начале Великой Отечественной войны. Затем галерея образов, созданных артисткой, пополнилась Бэлой (в опере Ан. Александрова на сюжет Лермонтова), за которой последовали Графиня в «Свадьбе Фигаро», Зиглинда в вагнеровской «Валькирии» и обаятельнейшая Маша в «Дубровском». Незабываемо трогательна ее Галька, гибнущая из-за подлости развращенного шляхтича, очаровательна и задорна Оксана в «Черевичках», драматически выразительна Донна Анна, стремящаяся отомстить Дон-Жуану за смерть отца.

Кругликова с большим успехом выступает и на концертной эстраде, исполняя оперные арии, романсы и народные песни. Поэтично и проникновенно поет она романсы Чайковского «Корольки», «Страшная минута», «Ни слова, о друг мой», «Забыть так скоро»; взволнованно, с радостным подъемом исполняет рахманиновский шедевр «Весенние воды». В репертуар певицы входят также романсы Шумана, Брамса, Грига, песни советских композиторов. Прекрасно звучат в ее исполнении «Помню, я еще молодушкой была», «Тройка» и другие рус¬ские песни. В годы Великой Отечественной войны Елена Дмитриевна не раз приезжала в воинские части и соединения Советской Армии, часто выступала в военно-шефских концертах и в госпиталях. Талантливая артистка награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», а также несколькими медалями.

Елена Кругликова Елена Кругликова Елена Кругликова