Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Борис Покровского (Часть 1)

Борис ПокровскийДипломной работой Покровского в институте была осуществленная молодым режиссером на сцене Горьковского театра оперы и балета постановка «Кармен». Она получила единодушное одобрение общественности и прессы. После окончания института Покровский был назначен режиссером Горьковского театра оперы и балета, на сцене которого он поставил вскоре оперу Направника «Нижегородцы». Несмотря на то, что музыкальная драматургия оперы недостаточно выразительна, режиссер удачно решил задачу постановки, перенеся центр тяжести с отдельных персонажей на массовые сцены, в которых рельефно выступает основной герой оперы — народ, вдохновляющий великого патриота Минина на его подвиги. Этот спектакль с особенной силой прозвучал в дни Великой Отечественной войны, когда советские люди по зову Родины встали на ее защиту.

В Горьком Покровский поставил также «Ивана Сусанина», «Чародейку», «Снегурочку», «Евгения Онегина», «Иоланту», «Фауста». Очень удачной оказалась его постановка оперы Серова «Юдифь», где режиссер с большой драматической силой показал борющийся, страдающий народ, единый в своем стремлении к победе над врагом. В 1943 году Покровский был приглашен на работу в Большой театр в качестве режиссера-постановщика. Здесь первой его постановкой был «Евгений Онегин».

С большим волнением приступал Покровский к постановке оперы, сценическая история которой содержит столько славных имен корифеев русского оперного театра. Академик Б. Асафьев, оказавший молодому режиссеру большую творческую помощь своими советами и указаниями, рассказывал, что однажды Ф. Шаляпин напел ему монолог «Здесь мне скучно» — и сразу по-новому осветил образ Онегина, раскрыв жизненную трагедию способного человека с большими возможностями, который погибает как жертва пустой, светской жизни. Поэтому Покровский старался не подчеркивать о Онегине элементы светскости, дэндизма, которые являются только маской, скрывающей его трагическую сущность. Такое понимание образа, созданного гением Пушкина и Чайковского, сразу же придало новой постановке оперы ту драматическую выразительность, которой порой недоставало предыдущим постановкам.

Борис ПокровскийВслед за «Евгением Онегиным» режиссер поставил в Большом театре оперу Серова «Вражья сила». «Вначале, — рассказывает Покровский, — я не хотел ставить эту оперу, но художник В. Дмитриев так вдохновенно меня убеждал, рисовал эскизы будущей постановки, возил меня специально в Троицкую лавру, что я быстро согласился и не пожалел об этом». В драме Островского «Не так живи, как хочется», послужившей сюжетной основой «Вражьей силы», действие происходит в конце XVIII столетия. Серов отнес действие оперы к еще более раннему периоду, а между тем в музыке ясно слышатся интонации городских народных песен XIX века.

Покровский трактует поэтому «Вражью силу» как народно-бытовую драму эпохи Островского, герои которого оживают в реалистических и сочных сценических образах. В новой режиссерской трактовке оперы переместился и драматургический центр тяжести. Если раньше основным персонажем был носитель «вражьей силы» Еремка, наделявшийся демоническими чертами и получивший даже прозвище «русского Мефистофеля», то теперь на центральное место выдвинулся Петр, которому, кстати сказать, Островский адресовал поучение-поговорку, ставшую заглавием пьесы.

Борис ПокровскийУвлеченный желанием создать яркое сценическое зрелище, Покровский и художник спектакля Дмитриев несколько перегрузили постановку бытовыми деталями, в особенности в сцене проводов масленицы. Академик Б. Асафьев осуществил музыкальную редакцию оперы, работа над которой, как известно, была прервана смертью Серова. Написав заново весь пятый акт, Асафьев развил и несколько изменил некоторые авторские характеристики действующих лиц, прежде всего — Даши. Ее место в опере чрезвычайно значительно. Именно она должна противостоять «вражьей силе». И в новой музыкально-сценической редакции оперы Даша обрела наиболее привлекательные черты незабываемых женских образов Островского. С этой целью Асафьев и Покровский пересмотрели, в частности, первую сцену, где теперь раскрылся подлинный смысл взаимоотношений между Дашей и Петром, показаны волевые черты характера Даши,ее высокие душевные качества.

Следующим этапом на творческом пути Покровского явилась постановка оперы великого чешского композитора Бедржиха Сметаны «Проданная невеста». Режиссер мастерски донес до зрителя проникновенный лиризм и здоровый, сочный юмор этой подлинно народной комической оперы. Покровский отлично понял замечание автора либретто «Проданной невесты» К. Сабины: «юмор — это ясный взгляд на жизнь». «Природа комического в этой опере, — говорит Покровский, — заключается не в осмеянии и окарикатуривании отрицательных персонажей, носителей каких-либо злостных пороков, а в мягкой улыбке «ясного взгляда на жизнь», в мягком сердечном юморе, столь характерном для чешского народа. Не гримаса, вызывающая хохот, а тонкий юмор, основанный на любви к человеку, на вере в человека и родящий улыбку, царит в опере Сметаны...».

Продолжение...