Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Жизнь и творчество Анны Павловой (книга 1956 года), часть 7

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

С 1907 года — года первой поездки за границу — Павлова начинает регулярно гастролировать за пределами России, покидая петербургскую сцену на все более длительные сроки. В 1913 году она уходит из Мариинского театра. Чего искала Павлова за границей? Не славы. Она была уже достаточно знаменита и в России и за рубежом. Думается, что и не денег. Все знавшие Павлову говорят, что она не гналась за роскошью, была человеком самых скромных вкусов. Она оставила службу, материально обеспечивающую ее и в настоящем и в будущем, и уехала, как видно, стремясь к большей свободе к самостоятельности творчества, с одной стороны, а с другой — повинуясь потребности общения с более широкими массами зрителей.

Оказавшись за границей, Павлова могла бы, по примеру ряда других известных гастролеров, ограничиться сольными выступлениями вместо того, чтобы возить за собой большую группу актеров, костюмеров, осветителей и техников, тяжелый груз декораций и костюмов. Ей неоднократно советовали так и поступить, но она не соглашалась, считая, что те люди, к которым она едет, должны узнать не только ее в танце, но и балет как самостоятельный вид искусства. Павлова могла бы, как это делали другие балетные труппы, подготавливать 2—3 новых балета в год и выступать с ними в нескольких крупных городах Европы и Америки, Но для Павловой встреча со зрителем маленьких городов была не менее желанна, чем встреча с публикой, заполняющей залы Парижа и Лондона. Более того, для нее было радостью видеть, что не сотня просвещенных балетоманов, а многие тысячи простых людей являются ее зрителями и ценителями. В своих постановках Анна Павлова не увлекалась модным в те годы «экспериментированием», не искала оригинальных решений. И это обусловливалось в значительной степени тем, что она обращалась к людям, не искушенным в искусстве балета, которые ждали от Павловой не невиданной еще остроты подачи темы, а радости первой встречи с классическим танцем в наиболее простой, выразительной, каждому доступной форме».

С детских лот видевшая свое призвание в служении любимому искусству, она многим пожертвовала ради него. Стоило eй захотеть, и она бы имела возможность, изредка давая концерты, безбедно жить в Лондоне в любимом ею Айви Хауз — «доме, увитом плющом», выращивать цветы и любоваться птицами, которые были одним из ее увлечений, заниматься скульптурой, к которой у нее были несомненные способности. Между тем Павлова проводила в Айви Хауз всего две-три недели краткого отдыха между двумя поездками, нередко длившимися по полгода. Ее настоящим домом стали куце поездов и каюты пароходов, неуютные номера гостиниц всех стран мира. Вся ее жизнь протекала в утомительных поездках из города в город и каждодневных выступлениях.

Ученицы Павловой в своих воспоминаниях, опубликованных в настоящей книге, а также другие близко знавшие ее люди рассказывают о спектаклях, дававшихся на арене для боя быков в Мексике, в совершенно неприспособленных для исполнения танца театрах маленьких города Египта и Австралии, в неотапливаемых зданиях Новой Зеландии, где за кулисами приходилось ставить газовые плиты, чтобы актеры могли согреться перед выступлением, в гигантских товарных складах панамской гавани, в ангарах аэропорта в Кокоссоле и т. д. Но все они рассказывают одновременно о том исключительном успехе, которым пользовалась Павлова всюду, где бы она ни выступала, о ее стремлении и умении пробуждать в людях интерес к танцу, захватывать, увлекать, убеждать даже самых непосвященных или предубежденных против этого искусства людей.

Продолжение...