Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Жизнь и творчество Анны Павловой (книга 1956 года), часть 3

Ранее: 1, 2.

Арнольд Хаскелл рассказывает в своей статье о том, как незадолго до смерти Анны Павловой он обратил ее внимание на талантливого юношу, ставящего танцы начинающим танцовщицам. Заинтересованная его рассказом, она поехала на одну из репетиций, с восхищением отозвалась о виденном ею и просила юношу в будущем сезоне поставить ей танец. Этому намерению не суждено было осуществиться, так как через несколько месяцев Анны Павловой не стало. Молодым балетмейстером, чьи работы ей так понравились, был Фредерик Эштон, ныне выдающийся английский хореограф. Ряд его балетов, поставленных для Сэдлерс Уэллс, где он работает начиная с 1935 года, стали своего рода национальной классикой и годами сохраняются в репертуаре труппы. Среди них такие, как «Фасад» на музыку известного английского композитора Артура Блисса, «Конькобежцы» (муз. Д. Мейербера), «Данте-Соната» (муз. ф. Листа), «Симфонические вариации» (муз. Ц. Франка) и другие. Эштон поставил также в Сэдлере Уэллс «Золушку» Прокофьева, а в Королевской Датской опере его же «Ромео и Джульетту».

Но если Анна Павлова видела Фредерика Эштона лишь однажды, в первый и последний раз — и 1930 году, то для Эштона ото была далеко не нерван встреча с великой артисткой. Эштон родился и провел свое детство в Южной Америке, в Эквадоре. Однажды, когда ему было 14 лот, в городе Лима, столице Перу, он побывал на спектакле труппы Анны Павловой. До этого Эштон никогда не видел классического балета, не знал даже о его существовании. Впечатление было столь велико, что, когда, спустя некоторое время, родители послали юного Эштона в Англию заканчивать образование, он втайне от них и наперекор их желанию стал заниматься танцем, твердо и бесповоротно решив посвятить себя балету. И не только Эштону, но и многим другим зарубежным балетмейстерам, актерам, педагогам Анна Павлова подсказала дорогу в балет. Тем же путем, что и Эштон, шел Энтони Тюдор, пожалуй, наиболее известный в настоящее время американский балетмейстер, стоящий во главе крупнейшей в США балетной труппы — Баллэ Тиэтр.

Другой популярный американский хореограф — Руфь Пэдж — начала свою деятельность в качестве танцовщицы в труппе Анны Павловой. В период пребывания Павловой в Австралии в ее труппе выступал Роберт Хэлпманн, австралиец по происхождению, впоследствии премьер труппы Сэдлерс Уэллс и один из ее балетмейстеров. Известный постановщик Давид Лишин, автор ряда спектаклей в труппе Русский балет Монте-Карло, также работал с Павловой. У нее училась Хильда Маннигс, получившая широкую известность под именем Лидии Соколовой.

Листая страницы книг, журналов и газет, постоянно встречаешь имена современных деятелей балета — балетмейстеров, композиторов, художников, артистов, так или иначо связанных с Павловой. Голландия впервые ознакомилась с классическим танцем благодаря Павловой: се ученики Альперова и Хелден остались там после гастролей и открыли школу. Ученицы Павловой и актеры ее труппы преподают и ставят балеты на всех материках, на всех широтах: в США (Мюриел Стюарт, Обрей Хитченс и многие другие), в Австралии (Эдуард Еорованский), в Париже (А. Вронская и другие), па Балеарских островах (Джеральдина Спенсер). Так русская школа классического танца через посредство Анны Павловой распространилась по всему Миру. Здесь следует особо остановиться на одном моменте, но получившем, как нам кажется, должного освещения в настоящей книге: Анна Павлова была и оставалась даже в те годы, когда оказалась оторванной от родины, одной из величайших представительниц русской школы классического танца.

В книге, составленной А. Фрэнксом, видимо, в силу того, что все авторы воспоминаний и статей, за исключением двоих — ее партнера Л. Новикова и балетмейстера М. Фокина, знали Павлову только в период ее деятельности за границей, об этом сказано недостаточно. У читателя может даже сложиться впечатление, что настоящую известность Павлова приобрела, лишь покинув родину, а искусство ее — космополитично и лишено национальных особенностей. Это было бы заблуждением. Да, Павлову знают и почитают во всем мире, но знают ее как русскую танцовщицу. И в том то и заключается ее величие, что с первых своих шагов на сцене и до последнего предсмертного концерта на чужбине она была и осталась русской балериной. Анна Павлова — воспитанница петербургского балета, где на протяжении второй половины XVIII и всего XIX века сосредоточивались лучшие хореографические силы не только России, по и всей Европы.

Продолжение...