Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Алексея Иванова (1958). Часть 1.

Окончив среднюю школу, он поступил в Киевский кооперативный институт. Страстно любя музыку, юноша часто посещал оперный театр, а дома иногда напевал любимые мелодии. Соседка Ивановых по квартире М. Чикирская, в прошлом певица, видя несомненные способности Андрея, уговорила его учиться петь. Юноша стал брать частные уроки у педагога Н. Лунда, который полюбил своего одаренного ученика и в течение трех лет занимался с ним бесплатно, так как семья Ивановых в то время располагала весьма скромными средствами. Смерть педагога оборвала эти занятия. Продолжая учиться в Кооперативном институте, Андрей Иванов поступил статистом в Киевский оперный театр, чтобы иметь возможность постоянно слушать оперы и принимать хотя бы самое скромное участие в их постановках. Особенно нравилось ему пение баритона Н. Зубарева, и, внимательно вслушиваясь, он невольно воспринимал и усваивал принципы постановки голоса, певческую манеру талантливого артиста, имевшую, как нетрудно было заметить, сходство с методом, преподанным покойным Лундом. Слухи о красивом лирико-драматическом баритоне и больших музыкальных способностях юноши постепенно ширились в музыкально-театральных кругах, дошли они и до Оперной студии консерватории. В сентябре 1925 года Андрей Иванов был приглашен в студию для подготовки и исполнения партии Онегина в выпускном спектакле «Евгений Онегин». Успешное выступление в атом спектакле, зачтенное как консерваторская дипломная работа, решило дальнейшую судьбу молодого певца, широко открыв ему путь на оперную сцену.

В то время наряду со стационарными оперными театрами существовали передвижные коллективы, разъезжавшие по разным городам. Такие коллективы складывались в основном из артистической молодежи, однако нередко в качестве гастролеров в них выступали и достаточно крупные, опытные певцы. Организатор одного из таких коллективов пригласил к себе Андрея Иванова, вскоре занявшего ведущее положение в труппе. Может показаться просто невероятным, что, придя в коллектив с единственной партией Онегина, Андрей Иванов в течение одного года работы приготовил и спел 22 партии, в том числе такие, как Игорь («Князь Игорь»), Демон («Демон»), Амонасро («Аида»), Риголетто («Риголетто»), Жермон («Травиата»), Валентин («Фауст»), Эскамильо («Кармен»), Марсель («Гугеноты»), Елецкий и Томский («Пиковая дама»), Пролог и Сильвио («Паяцы»).

Специфика работы передвижного коллектива — большое количество спектаклей, частые переезды из города в город — все это, разумеется, не оставляло много времени для углубленной репетиционной работы и систематических занятий с концертмейстером. От артиста требовалось не только высокое творческое напряжение, но и умение работать самостоятельно, свободно ориентироваться в клавире. И если начинающий певец в этих условиях сумел в кратчайший срок накопить такой обширный репертуар, то этим он обязан, главным образом, самому себе, своему большому, настоящему дарованию, своей настойчивости и любви к искусству. Правда, в силу описанных нами специфических условий далеко не все спектакли передвижной труппы в художественном отношении отвечали требованиям взыскательной критики. Но для формирования репертуара певца, для приобретения им солидного вокального и сценического опыта значение работы в таком коллективе трудно переоценить.

Продолжение...