Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Жизнь и творчество Александра Алексеева. Часть 5.

Ранее: 1, 2, 3, 4.
 

Роли, партии Алексеева

Алексеев умело проводил грани между Ленским и Дубровским, Альфредом и Вильгельмом Мейстером, Вертером и де Грие, Фаустом и Ромео, прежде всего чутко вслушиваясь в их музыкальный образ, находя их ведущие психологические и музыкальные интонации. Он был нежным любовником бедной цветочницы Мими («Богема»), обольстительным молодым повесой — герцогом Мантуанским, находчивым и остроумным графом Альмавива. Он находил краски и для партии Синодала с ее ориентальной лирикой, и для партии хитрого льстивого ашуга из «Алмаст». Но при всем этом, Алексеев стремился приблизить создаваемые им образы к себе, к своей индивидуальности. Этим объясняется и успех Алексеева в таких ролях, которых не любили многие другие певцы. Такова, например, партия Джеральда — возлюбленного Лакме. По количеству спетых Алексеевым спектаклей «Лакме» уступает только «Евгению Онегину». Ленский стоит первым в ряду ролей Алексеева. Эту партию он исполнил только на сцене Большого театра девяносто два раза. За ним следует Джеральд, которого он сыграл восемьдесят пять раз в Большом театре.

В чем же искать ключ интереса певца к этой роли, не представляющей какого-либо исключения из плеяды условных героев французской лирической оперы? Нилаканта мстит английскому офицеру Джеральду за поругание национальной святыни, вонзив кинжал в его спину, на одном из народных празднеств. Лакме силою любви и преданности возвращает своему возлюбленному жизнь. Но Джеральд не находит сил примирить любовь к юной индианке с положением английского офицера, и Лакме вдыхает смертельный аромат ядовитых цветов, чтобы умереть на его руках. Делиб, естественно, ограничил партию Джеральда узко лирической функцией, решив этот образ в плане довольно трафаретных образов оперных любовников. Вокальная же партия Джеральда хотя и мелодична, но не оригинальна, и очень трудна по своей высокой тесситуре, особенно в первом акте. Недостаточность сценического материала партии не пугала Алексеева, который умел заполнять роль своими переживаниями, а пел он так легко и свободно, что трудности были незаметны для слушателя. В этом сказывались и значительный профессионализм певца, и его артистизм. К любимым ролям Алексеева относится и роль Князя из «Русалки» Даргомыжского.

Лучше всего Алексееву удавались образы в русских операх, которым особенно близко отвечали и тембр его голоса, мягкий и ласковый, и его русская натура. К. Г. Держинская, партнером которой Алексеев был в «Русалке», «Сказании о граде Китеже», «Фаусте», «Лоэн-грине» и других операх, вспоминала, что одним из самых ярких впечатлений осталось ее выступление с Алексеевым в «Сказке о царе Салтане»: «Большая мягкость, ласковость поведения Алексеева в роли царевича Гвидона,— говорила мне певица,— сочетались с очень искренним пением, что создавало большую цельность вокально-драматического образа».

Эти все качества обеспечивали Алексееву неизменный успех на концертной эстраде, с которой он не расставался с первых же шагов своей вокальной деятельности. С юношеских лет участвуя в любительских и студенческих концертах, Алексеев после революции начинает широкую и систематическую концертную работу. Он поет на эстрадах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Ташкента, Сочи и других городов Советского Союза, за границей. Его слушают рабочие Тулы, Горького, Подольска, Клина, железнодорожных поселков, совхозов и предприятий.

Шефская работа

Он выступает в военных частях, студенческих и колхозных клубах, всегда безотказно идя навстречу просьбам слушателей, принимая участие иногда в двух-трех концертах за вечер. Памятная книжка Алексеева, в которой певец записывал свои очередные концерты, является красноречивым свидетелем того, что большинство выступлений являлось частью его шефской работы: концерты в пользу московского студенчества, женщин и детей испанского народа, постройки самолетов, военно-шефские концерты и выступления в подшефных театру колхозах...

Наряду с сольными концертами, Алексеев выступает в симфонических, принимая участие в исполнении таких монументальных постановок, как Девятая симфония Бетховена, Реквием Моцарта, Реквием Верди, поет с оркестром народных инструментов, или в сопровождении трио (фортепиано, скрипка, виолончель), квартета или арфы (с К. А. Эрдели или В. Г. Дуловой). Даже при самом скромном подсчете, концертный репертуар Алексеева заключал в себе более трехсот произведений, не считая оперных арий. Здесь были и с детства запавшие в душу родные песни, и бытовые романсы, и гениальные создания русских композиторов, и камерная лирика западноевропейских авторов. Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Аренский, Кюи, Рахманинов, Моцарт, Шуберт, Шуман, Брамс, Григ, Массне, Визе — вот круг любимых классических авторов Алексеева. Александр Иванович один из первых советских певцов стал широко пропагандировать вокальное творчество современных композиторов. И если мы вспомним, что в годы своей юности Алексеев в Ташкенте руководил красноармейской хоровой самодеятельностью, то мы поймем всю органичность и естественность тяготения певца к советской песне, к песням о советской действительности и ее героях. Эта любовь была рождена тесной связью певца с народом, которая завязалась в крепкий узел с первых лет революции, не порываясь всю его жизнь.

В течение ряда лет, вплоть до своей кончины, Алексеев проводил воспитательную работу среди бойцов Московской Пролетарской дивизии, над которой много лет шефствовал Большой театр. Как член коллектива солистов оперы Алексеев взял на себя обязательство заниматься с тремя красноармейцами, чтобы подготовить из них музыкально грамотных певцов. «Все три товарища занимаются с большим интересом и за короткий срок уже освоили нотную азбуку,— писал А. И. Алексеев в «Вечерней Москве» от 19 февраля 1938 года.— В 1919 году, в городе Фергане я вел такую же работу в красногвардейских эскадронах. И тогда, несмотря на боевую обстановку (басмачество), красноармейцы с жадным энтузиазмом занимались в организованных мною хоровых и струнных кружках. Ежедневно в то время я проводил с ними на занятиях по два-три часа. С бойцами, с которыми я занимаюсь сейчас, у нас установился тесный дружеский контакт».

Продолжение...